Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 19 марта 2011

Апрель 4, 2011

Чтения II Воскресенья Великого Поста Год А

Трудно сейчас говорить: пустой как пустая алюминиевая кастрюля, так же противен себе. На неделе думал об этой теме света, — в индийском богословии это Агни, богиня огня. Точнее, это жертвенный огонь или некоторая сила, которая переносит предмет из видимого мира в священный мир. Из одной сферы в другую. Агни – это богиня, которая еще в Ригведах встречается, то есть это тексты, которые были написаны, по-видимому, где-то еще перед Авраамом. Но вот любопытно, что у Авраама есть эта тема огня жертвенного. Огонь проходит и пожирает части, приготовленные к жертвоприношению. В богословии книги Бытия этот огонь есть присутствие Бога. Там еще не отделяется присутствие Бога от самого Бога, но вот видно, что в человеческом опыте независимо от региона, на уровне архетипов есть переход из одного мира в другой.

Сцена Преображения — это как бы обратная картина, небесный мир приходит в этот. Становится видимым через фаворский свет. В индуизме — в целом, если не брать его фрагменты отдельные, — это священная мировая душа. Она и предстает как свет, — когда карма у души конкретной благополучно исчерпывается, то не нужно возвращаться в мир, но можно влиться в этот свет и раствориться в нем. Это главное счастье. У нас, в нашей индивидуалистической западной культуре главное счастье — это сохранить собственное я, остаться самостоятельным и свободным, увеличить эту свободу, не зависеть ни от обстоятельств, ни от других «я», а на Востоке по-другому. На Востоке главное счастье — это избавиться от индивидуального «я». Не знаю, насколько корректно так говорить, — но мне кажется, тут есть такая вещь, в которой Восток и Запад никогда не поймут друг друга. В том числе и христианский Восток, и христианский Запад.
Евангельская весть, строго говоря, сочетает в себе несочетаемое, — раствориться в Боге и остаться отдельной личностью. Раствориться в этом плане творения, в космическом плане. И одновременно в этом плане найти собственное уникальное место, предназначенное для меня и больше ни для кого. И так же как Иисус, стать единым с Богом. То есть быть настолько пронизанным Его сиянием, что стать полностью прозрачным, без единого темного пятна, несогласного с Богом. И тогда действительно я растворяюсь.

Вторая тема — как это происходит практически. Хороший пример — это история с кошкой, которую Стася взяла, такая кошка из подъезда, подвала, предназначенная и приспособленная к свободной подвальной жизни. Кошка оказалась под дверью, ты, Стася, ее взяла, и я это сразу засчитал как продолжение срыва, — аргументы я приводил, но до тебя не доходило ничего. Но что такое пост? Пост — это когда Бог делает. Когда высвечиваются с особой силой вещи, которых не делаю я, которых не могу сделать, не в состоянии, это делает Бог. Кошка ушла, и проблема оказалась снятой. Осталась только память. Память, позволяющая осмыслить происходящее. Вот во время поста на фоне обостряющейся весенней астенизации природы — и флоры и фауны, — особенно высвечиваются проблемы для нас неразрешимые, и во время поста они, как правило, доводятся до абсурда. Исчезают все иллюзии, что я могу это как-то собственными силами решить. Потом они как-то решаются, эти проблемы.

Но пост — это очень важное для оживления веры время именно тем, что мы видим наше бессилие. Если говорить о деятельности, которой занимаются в пост, — то ради Бога , деятельность напланировать можно, дела милосердия, аскетические дела, самосовершенствование, пожалуйста. Но у Бога в этот период задача другая — показать нам наше бессилие и то, что главное действующее лицо в нашей жизни не мы, а Он. И вот это и есть подход к растворению в свете Господнем. Растворению в сверхличности Бога. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website