Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15 мая 2011 (Византийский обряд)

Май 23, 2011

Чтения Недели 4-й по Пасхе, о расслабленом: Деян 9,32-42; Ин 5, 1-15

Купальня у Овечьих ворот – такой периодически действующий, пульсирующий, источник. Временами было движение воды, и считалось, что оно является целительным. Не знаю, может, это был серный источник, может, еще какой-то благотворно влияющий на целый ряд заболеваний. Здесь обо всем этом говорится на уровне тех представлений о природе, которые были тогда. Ангел сходит и возмущает воду. И пока это возмущение еще не растворилось, нужно скорее в эту воду влезть. Больной, о котором идет речь, не полностью парализован, — он мог добраться до этой воды, спуститься в воду, но времени уходило на это много. По словам евангелиста Иоанна Иисус обращается к этому человеку с вопросом: «Хочешь ли быть здоров?» Вопрос глупее не придумаешь. Но для чего-то Иисус его задал.

Думаю, Он просто смотрел на состояние этого человека, — что-то у него на лице было написано, можно предположить, что огорчение, раздражение, зависть и неприязнь к людям, которые все время успевали забраться в эту воду раньше, чем он. Этим вопросом Иисус его просто возвращает к сути дела: хочу ли я конкурировать с этими людьми, чтобы они не мешали мне, или я хочу быть здоров. Он отвечает, естественно, положительно, не упускает при этом возможности пожаловаться на других. Иисус исцеляет этого человека. Потом в храме через какое-то время по словам евангелиста Иоанна Иисус этого человека предупреждает. Предупреждение довольно зловещее: «больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже». Хотя, казалось бы, что хуже, чем паралич.

Параллель этому евангельскому отрывку мы сегодня читали из Деяний Апостолов, о том, как Петр-апостол уже после вознесения Иисуса и Сошествия Духа делает то же самое, что делал Иисус. В одном случае исцеляет, в другом воскрешает. Сцена воскрешения вполне реалистичная. Женщины-вдовицы – обратите внимание, уже вдовицы выделены в отдельный класс в этом тексте: он, подав ей руку, поднял ее и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живую. Вдовицы уже отделены от остальных членов общины. Дифференциация эта возникает в Церкви очень рано. Повторяю, что сцена реалистичная — приходит Петр и что делают эти дамы? Они его облепляют и наперебой начинают ему показывать вещи и шмотки, которые Тавифа сшила. Чтобы помолиться, Петру приходится просто всех выгнать из комнаты, и тогда уже благодать может прийти.

Возвратимся к случаю в купальне, к этому вопросу Иисуса «хочешь ли быть здоров?». На самом деле далеко не все больные готовы ответить на этот вопрос положительно. Я имею в виду такие ситуации, когда болезнь как бы необходима человеку. В какой-то мере она ему облегчает жизнь. Допустим, человек, который по каким-то причинам не может или не хочет работать. В случае с психическими нарушениями не так легко бывает разобраться. Ему поставили диагноз шизофрения, значит пенсия. Спросите его, хочет он быть здоров? Он может по-честному ответить: «я и так не ощущаю себя больным, а пенсия мне нужна. На работу ходить каждый день не хочется, я не так уж болен, чтобы этого хотеть». Ну я уж не говорю о зависимостях, таких болезнях, которые соединены с грехом изначально – алкоголизм, наркомания и так далее. Спросите у наркомана, «хочешь ли ты быть здоров?». Он скажет, что хочет, чтобы у него не болела печень, чтобы организм не разваливался от приема, но выздоравливать, в смысле не иметь больше тяги к наркотикам, он этого абсолютно не хочет чаще всего. Я сейчас привел такие довольно тривиальные случаи, но гораздо более часто мы имеем дело с людьми, которые не смогли бы на поставленный Иисусом вопрос честно ответить «да, хочу».

Еще один момент, это то, что сейчас мы исцелений таких не видим, массовых или по крайней мере исцелений, которые бы в обыденном сознании были бы не из ряда вон выходящим чудом, а рядовой вещью. В те времена в той культуре это были достаточно рядовые вещи, ну и мы знаем, что профессия целителя первоначально, по-видимому, не делилась на профессию врача, который лечит исключительно натуральными способами, и профессию заклинателя или шамана, — это все было вместе. Сейчас медицина как область естественных знаний и технологий взяла на себя очень много случаев таких исцелений, которыми раньше занимались шаманы, знахари. Соответственно, представим Петра или того же Иисуса в наши дни. Думаю, что большую часть приходящих Он просто отправлял бы ко соответствующим врачам. Но предварительно все-таки задавал бы этот вопрос «хочешь ли быть здоров?». Здесь бы и было место для такого морального чуда. Взглянуть на человека и вызвать у человека здравомыслие, которое бы показало ему, что грешен перед Богом и людьми, перед собой. Болезнь болезнью, но так, как он старался жить до этого, нельзя больше жить. Чудо покаяния могло бы происходить. Я думаю, что эти чудеса покаяния и есть главная область чудес, которые в современном мире Церковь призвана и обязана совершать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website