Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 3 июля 2011 (Византийский обряд)

Июль 19, 2011

Рим 5, 1-10; Мф 6, 22-33

В послании к Римлянам перечисляется последовательность: сначала страдания, от них терпение, от терпения опыт, от опыта надежда. Это вполне нормальная последовательность, страдания закаляют человека. Закаляют они не потому, что он привыкает мучиться, некоторые так и не привыкают, а потому что после каждого жизненного испытания я обнаруживаю, что Бог меня не оставил. Испытание заканчивается, я из него выхожу, и выхожу с прибылью. Эту прибыль я могу увидеть, если у меня глаза не закрыты. Такое перенесение жизненных испытаний с желанием это сделать достойно, по-человечески, как угодно Богу, это оказывается важным. У нас может не хватить сил, мы можем наделать какие-то серьезные ошибки, впадать в панику, в истерики, но в принципе, если у нас есть намерение перенести испытание достойно, то в конце концов, несмотря на потери, на неудачи, мы обнаруживаем, что Бог нас не бросил. Опыт таких испытаний и рождает в человеке надежду — не в воображении, не в фантазии, а как надежный жизненный опыт. Если кто считает, что не так, можем подискутировать. Риторическое предложение.

Дальше Павел приводит аргумент в пользу того, что действительно такой механизм есть, и действительно эта надежда не обманчива. Аргумент он приводит для не-христианина дикий — что Бог отдал своего Сына и Иисус умер за всех людей, когда они все были грешниками. Это неверующему человеку дико, он это воспринимает как сочетание слов, которое не имеет никакого смысла. Но когда это накладывается на жизненный опыт перенесения страданий, о котором я говорю, становится интуитивно понятно, что Бог — Он такой. Он мог пойти на такое дело.

Дальше здесь в Евангелии от Матфея, в Нагорной проповеди, обсуждает Иисус вопрос о бедности. Возможно ли человеку соблюдать заповедь бедности и при этом выжить и быть счастливым и не завидовать? Иисус переводит этот вопрос не в плоскость поведения, что вот надо делать так и больше никак. А Иисус говорит о том, что для того, чтобы суметь быть бедным по-настоящему, не нужно, чтобы деньги и богатство для тебя были Богом. Человек так устроен, что в его психике есть место для самой главной ценности, которая определяет другие его ценности, поступки и все. Это место по природе человека предназначено для Бога. Но это место в психике может быть занято другими вещами. Главное, это такая очень притягательная для человека вещь -богатство и власть. Быть хотя бы чуть-чуть, но в лучшем положении, чем другие. И опять Иисус говорит о том, что собственными усилиями мы справиться с притягательностью этих вещей не можем. Мы можем только просить Бога, чтобы Он сам в нашей голове, в нашей психике, в нашем сердце занял главное место. Просить можно долго, потому что человек обычно и просит, и отказывается одновременно. Таких цельных людей мало, в основном у нас такие двоящиеся мысли, и эта борьба с двоящимися мыслями может идти годы, десятилетия, но тот, кто это делает, у него опять-таки появляется в ходе опыт, что Бог никогда не отказывается занять во мне главное место. Другое дело, что Он проявляет деликатность, которая нам непонятна бывает, которую мы воспринимаем, как Его слабость.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website