Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 17 июля 2011 (Византийский обряд)

Июль 26, 2011

Рим 10,1-10; Мф 8,28-9,1

Про апостола Павла – точнее, про этот кусочек из послания к Римлянам. Видно из этого фрагмента, как споры с иудеями его доконали. Раввинистическая традиция и метод близки к схоластическому, который уже потом возник. Задаются вопросы. Вопросы могут быть умные, глупые, — но если ты не знаешь, как на эти вопросы ответить, мы тебе не верим. Здесь Павел приводит — в форме, из которой, конечно, понять невозможно ничего, — приводит парочку из их вопросов.

Павел проповедует, что Христос, умерев, сошел в ад, потом воскрес, вознесся на небеса, и сейчас пребывает с нами. Для нормального иудея это винегрет, в котором ничего нельзя понять. Поэтому иудей спрашивает – если Он умер, как все нормальные люди, попал в шеол, так Он и остается там? Кто же его вытащит оттуда? Или если Он праведник и попал на лоно Авраамово и там пребывает с Авраамом в раю, то каким же образом вы говорите, что Христос сейчас с вами пребывает, кто Его перетащит с неба на землю? И так далее. Простые такие вопросы и по тексту видно, что Павел уже сыт ими по горло. И он говорит только о вере. О том, что если поверить не хочешь, не поймешь ничего, а если хочешь, то просто принимай и все. И тогда Бог тебе откроет про Себя другие вещи, которых ты сейчас не понимаешь. Это такой вольный пересказ апостола Павла и одновременно в этом послании к Римлянам, если последующие главы почитать, видно как у Павла сердце болит за иудеев – он сам иудей, иудейская вера, обычай – родное все, и он по себе судит, что от иудейской веры крошечный шаг до веры в Христа, а они его сделать никак не могут, потому что держатся за какие-то глупые предания.

К Евангелию перейду – в Евангелии от Матфея сцена с изгнанием бесов из двух бесноватых очень короткая, не развернутая. В Евангелии от Луки она более развернута. Если говорить о комментариях, то интересна фраза этих двух мужиков балдежных, когда они говорят – пришел ты сюда прежде времени мучить нас. Прежде какого времени? Обеденного или рабочего, в которое можно мучить? Это такая фраза теологическая, отражающая теологические представления в христианской общине, — линии к которой сам Матфей принадлежал, — что бесы сейчас свободны и только в конце времен Страшный Суд будет не только над людьми, но над всем содержимым космического пространства. И над бесами, поскольку эти духовные субстанции или существа, по мысли иудеев, неуничтожимы – они не умирают как биологические организмы. Значит, во время Страшного Суда силой Бога и силой сил Бога – ангелов – эти демоны будут скованы, лишены активности и изолированы. Они спрашивают, что, мол, ты пришел раньше времени, а Иисус их изгоняет из людей и читатель понимает, что с приходом Иисуса Страшный Суд и конец времен уже наступил, и бесам приходится туго. Но мы видим, что Иисус их не уничтожает, сковать их окончательно еще не может, и Он их перебрасывает в свиней, или они сами переходят. У животных начинается такое же беснование, массовый психоз, — ощущают они, как обычно это у бесноватых бывает, безумный страх, и чтобы избавиться от этого страха, бросаются с обрыва, совершают суицид. История вполне жизненная.

Сейчас вроде бы действительно времена последние, суд уже идет, но у верующих есть сила и власть изгонять бесов. Но получается пока что так, что когда эти силы – по науке их можно было бы назвать просто определенными информационными блоками, вирусами – когда удается человека от них освободить, то жди неприятностей. Жди нападения – или от этих бесов, или от других. Греховный мир существует в равновесии. Силы зла спокойно берут свою дань с существующих людей, животных тоже, но не очень сильно беспокоят. Примерно как мафия, когда захватывает какой-нибудь район, там воцаряется относительный порядок – на улицах хулиганства нет, спокойно, потому что мафия там научилась обкрадывать этих людей более цивилизованно. Но когда заденешь интересы мафии, то тобой занимаются уже специально. Это точно такой же механизм в апостольстве. Я проповедую, изгоняю бесов – это значит, что в той или иной форме силы зла будут заниматься мной уже специально. К этому нужно быть готовым и прежде всего стоять в вере. В вере – то есть дать Богу эффективно использовать меня для спасения мира и помогать сохраниться как личности. Поэтому в моей практике, когда имею дело с зависимыми, с одержимыми, если удается ему растолковать, чтобы дошло до него, пусть ненадолго, — после этого я всегда стараюсь быть очень осторожным в духовном отношении. Потому что будут или какие-то соблазны или нападения явные бесовские, не на меня прямо, так на близких моих или на общину. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website