Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 24 июля 2011 — Неделя 6-я по Пятидесятнице (Византийский обряд)

Август 2, 2011

Рим 12,6-14; Мф 9,1-8

Я бы хотел поговорить немного о первом Чтении из послания к Римлянам. Когда Павел пишет это письмо, он еще не был в этой общине, но знает, что община серьезная, составленная в основном из иудеев, обратившихся в христианство. И видно, что у него уже есть о них много информации. Мы знаем, что делается в соседних приходах, в соседних общинах, тогда лучше знали. Община была развитая, и он перечисляет служения, которые там уже есть.

Учитель — это значит катехизатор по сути; увещеватель — это тот, у кого есть дар подкреплять человека и помогать ему советом, дар поддержки; раздаватель — это уже какая-то структура типа «Каритас»: есть благотворители, а есть раздаватели, которые пожертвования распределяют между нуждающимися; ну и начальник, руководитель. Обращаю ваше внимание на то, что, судя по посланию к Римлянам, тогда в этой общине рукоположенные священники еще поставлены не были, и они там служили Евхаристию, очевидно, под председательством просто старшего и самого авторитетного члена общины – возможно, руководителя общины, в иудейской терминологии пресвитер, глава общины.

Дальше Павел пишет об образе жизни в общине, братской любви, помощи бедным, о помощи гонимым христианам, о помощи бездомным – «ревнуйте о странноприимстве». Но очень сильная последняя фраза из этой серии рекомендаций – благословляйте гонителей ваших – благословляйте, а не проклинайте. Кто тогда были гонители? Во-первых, иудеи, которые сами в Риме были на птичьих правах, но очень противились тому, что обращенные из иудеев христиане утягивают к себе людей из и так немногочисленных иудейских общин. И потом гонения со стороны властей. Гонения со стороны властей были не систематические, а такие всплески, при Нероне было самое крупное гонение – это было гонение по политическому заказу, чтобы ослабить в тот момент социальную напряженность в Риме. После того, как страсти толпы улеглись, иудеи в Риме могли опять довольно спокойно жить. Все же эта позиция «благословляйте, а не проклинайте», она тяжелая. Потому что надо благословлять, но не потворствовать, не идти на компромиссы с врагами.

Когда я пытаюсь проникнуть в ситуацию в Церкви, уже II и III века, когда уже большие христианcкие церкви были в Римской империи, я обращаюсь как к примеру, будете смеяться надо мной, нацистской Германии. Там в 20-х годах нацистские круги вели большую теоретическую и практическую работу по соединению христианства и древней немецкой мистики. Там был свой пантеон богов, это неважно, — но важно, что они старались соединить образ Гитлера с образом Христа прежде всего в Евангелии от Матфея, потому что в Евангелии от Матфея в основном тексте Иисус выступает как спаситель иудеев. Соответственно, о Гитлере они старались думать и показать его как аналогичного спасителя немецкой нации, которая тогда была в угнетении после Первой мировой войны, она была и унижена, и ограблена победившими союзниками. Шла как бы обработка христианских идей в Германии, и некоторые известные католические богословы поддались на это, и писали, и проповедовали о том, что при Гитлере воссоздается, наконец, германское государство, как оно было замыслено Богом, по естественному закону.

Но сопротивление Католической Церкви было больше, потому что все-таки Рим был за пределами Германии, и Рим контролировал назначения католических епископов в Германии и всякие такие вещи. С протестантами нацистам было легче. У протестантов епископы и священники выбирались и выбираются по-прежнему. Поэтому удалось провести в руководство лютеранской церкви и других церквей своих людей и были созданы христианские партии – евангельские национал-социалисты, и какие-то еще подобные партии. Была такая центральная католическая партия, которая участвовала в выборах в рейхстаге, и когда пришло время выбирать между Гитлером и коммунистами, которые были очень сильны в Германии, они проголосовали за Гитлера. В Церкви шел процесс национализации, и как сейчас, допустим, патриарх Кирилл из Московской Патриархии проповедует русский мир, который захватывает Украину, Белоруссию, Молдавию, так они проповедовали немецкий, спасителем которого является Христос. Из лютеранских богослужений были исключены возгласы «аминь» и «аллилуйя», потому что они были еврейскими. Интересно, что эти преподаватели, профессора в семинариях — и в католических, и в протестантских, — для допуска к преподаванию всегда давали присягу, и присяга была изменена таким образом, что на первом месте была верность Гитлеру, на втором Христу. И Церковь это проглатывала.

Возникало движение сопротивления в немецких христианских церквях, возникало оно как создание альтернативных церквей. Имена таких известных богословов как Барт, Бонхоффер связаны как раз с созданием такой альтернативной протестантской церкви перед войной, которая декларировала, что у нас есть Писание и прибавлять к нему мы ничего не будем, никакой национальной идеи, ничего такого. Эта позиция была героическая, им приходилось и эмигрировать, и сажали их в концентрационные лагеря. Значит, такова жизнь Церкви в империи –неважно, какая идеология у официальной Империи, идеология может быть христианской на словах, но всегда это стремление соединить христианство с империей, подчинить его культу императора, культу силы. И опять я возвращаюсь к началу, к рецепту Павла. Благословляйте, а не проклинайте. Это позиция очень большой трезвости в ситуации, когда государство тебе то грозит кнутом, то предлагает пряник. Удержаться и не повестись ни на одно, ни на другое, это для Павла и есть позиция благословения. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website