Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 30 июля 2011 — Суббота 17 рядовой недели (Латинский обряд)

Август 4, 2011

Лев 25,1.8-17; Мф 14,1-12

Изобретение левитов – субботний год – логика такая: Бог справедлив, поэтому в народе этого Бога тоже должна быть справедливость. Теоретически по этой первоначальной иудейской теологии праведник богатеет, грешник со временем беднеет. Но все-таки увидели со временем, что не выполняется этот закон. Что в народе израильском есть праведные, благородные душой – они живут в бедности. И так получается, что богатый человек, если он даже интересуется только своим богатством и больше ничем, то все равно – годы идут, он все богатеет и богатеет. А бедный, если обеднел, то у него и шансов никаких нет приобрести богатство. Так все устроено. Поэтому человеческое установление о субботнем, юбилейном годе, оно и божественное тоже, потому что отражает волю Бога. Прошло два поколения – пятьдесят лет это жизнь взрослого человека с 20 до 70 — и всё. Перемешиваем как в домино костяшки и опять раздаем каждому поровну. Хорошая мысль, но наивная. Для того, чтобы эти юбилейные годы на практике получились, действительно в народе все должны быть святыми. Вроде один или два раза, судя по тексту Ветхого Завета, по историческим книгам, получалось. Специальным указом царя. Но не пошло, конечно. Не пошло и не пойдет.

Попытки искусственно создать справедливое общество — совсем наивно это делали социалисты-утописты, потом попытались поставить это на почву научной организации труда потомки марксистов и последователи Маркса, это уже лучше было. И достигалась справедливость в распределении за счет института общественной собственности, но держалось всё как бы на двух механизмах. Один механизм – он до сих пор работает на Ближнем Востоке – это природные ресурсы как источники богатства. Когда очень много нефти, какое-то время коммунизм или социализм продержится в стране. И второй механизм — это диктатура, которая держится на страхе перед центральной властью. В свою очередь страх перед центральной властью никогда не держится сам по себе, он держится на страхе перед внешним врагом. И приходится все время изобретать внешнего врага или создавать его искусственно – получается это очень сложно. И по сравнению с пандемией страха в обществе, материальная справедливость оказывается перед лицом Бога такой незначительной, жалкой вещью, что не стоит ради этого копья ломать.

Человек в грехе безумен, и безумие в самых разных вещах проявляется. Как говорили час назад о безумии, которое проявляется, по сути дела, в немотивированном вранье. Никто не заставлял придумывать, что надо идти к вербистам. Уехали и уехали, кому какое дело. Лишнее вранье. Не обусловленное на самом деле необходимостью. И такое немотивированное вранье — очень яркий признак безумия греховного человека. На другом уровне оно проявилось в евангельской сцене, когда Ирод практически уже подружился с Иоанном Крестителем, которого посадил. Иоанн Креститель у него как советник по религиозным и моральным вопросам. А тут дочка сплясала и вот он ей пообещал, чего хочет, мама подговорила попросить голову врага, и всё – для Ирода это оказалось важнее. Безумие? Безумие.

Вся жизнь общества — множества таких конвенциональных норм, писаных, неписаных, зафиксированных в законе, незафиксированных, которые безумны совершенно. Это государственное безумие проявляется в мелочах, вот как в Советском Союзе писали письмо Иван Иванычу Иванову. Большими буквами вверху писалось СССР, потом республика буквами поменьше, потом город, район и в конце уже совсем маленькими буковками этот самый Иван Иваныч Иванов. Сейчас конверты устроены по западному образцу, и там уже всё наоборот. Вначале большими буквами пишется Иван Иваныч Иванов, а потом уже остальное, страна на последнем месте, потому что это неважно. Если мы действительно хотим перед Богом предстать как люди, готовые для вечной жизни, то эту всю ерунду, которая у нас в головах находится, надо пересматривать сейчас, и все что с ног на голову поставлено, ставить обратно. Все время надо думать, что я делаю, что я говорю, зачем это делаю. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website