Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 31 июля 2011 — Неделя 7-я по Пятидесятнице (Византийский обряд)

Август 4, 2011

Рим 15, 1-7; Мф 9, 27-35

Погода все лучше и лучше, свет разума в глазах все ярче и ярче. Все вы знаете про этого парня из Норвегии, который перестрелял 70 подростков в молодежном лагере. Он себя позиционировал как правого христианина, и ходил в какую-то группу тамплиеров. Нормальные террористы после этого самоубиваются и считают свою миссию выполненной, а этот нет – он убийство запланировал только как момент начала своей публичной проповеди. Проповеди о том, что есть исламская угроза, и если мы нашу молодежь и все остальное не будем как следует охранять и защищать, то мусульмане со всеми сделают то же самое. Он сейчас проповедует, благо судебный процесс не закрытый. И видно, что сторонников у него очень много. Это такой ход, он не оригинальный. Называется политической провокацией.

Все, кто причисляет себя к интеллигенции, читали роман Достоевского «Бесы» — роман этот не фантазия, у главного героя есть реальный прототип, Нечаев, о котором можно было бы десять романов написать, один другого ярче. Этот Нечаев известный террорист, закончил в шлиссельбургской тюрьме в Петербурге, и оставил воспоминания, — бумаги ему не давали, он писал на рубашках, но это неважно. Очень сильный был человек, и у него была идея, что самодержавие прогнило, и вот порядочных людей много, но все они как-то невыносимо политически пассивны. Первое его действие для возбуждения активности людей — нескольким десяткам известных людей с хорошей репутацией и почти что революционными взглядами, но жившим достаточно благополучно, адвокатам, писателям, кому-то еще, он разослал телеграммы с текстом типа « мятеж начнем такого-то» и, конечно, охранка их всех потянула на допросы. Собственно, Нечаев на это и рассчитывал, — что, столкнувшись с охранкой, с методами, которые применяет жандармское управление, с насилием со стороны самодержавия, эти люди перейдут в лагерь активных борцов. На самом деле, кажется, не перешел никто, но история получила огласку и благодаря этому дошла до нас.

Поэтому он, также как в книге «Бесы», сколачивал революционные группы, сплачивал за счет убийства воображаемого предателя, потом они бомбы готовили, все такое. Очень был энергичный человек, талантливый и сильный – духом очень сильный. Ничто его не могло сломить. Мы бы сейчас, наверно, о Нечаеве сказали, что он бесноватый – нормальный, психически здоровый – но бесноватый. Что в психике у него образовался некий новый центр действия и сознания и своротил ему начисто всю крышу. Сейчас этому норвежскому парню будут делать экспертизы, и повторные психиатрические экспертизы, и признавать то вменяемым, то невменяемым, но по сути это человек, очень глубоко затронутый дьяволом.

В Библии только в одном месте в Ветхом Завете есть такая ясная формулировка – не делай зла ради добра. Благая цель – человечество спасти, человечество осчастливить, — не делай ради этого зла. Нельзя ради этого использовать другого человека и других людей как вещь, как инструмент – манипулировать. И это очень тонкий момент, потому что бывают действительно критические события, и на войне и в мирное время, – история с Фукусимой, с японской атомной станцией, когда необходимо было посылать туда людей, чтобы наладить энергопитание и охлаждение водой, и заведомо понятно было, что эти люди смертники. И человек, который их посылал, брал на себя ответственность за то, что посылает на смерть. Тут можно говорить о том, что эти люди согласились сами, но всегда остается вопрос, насколько хорошо эти люди понимают, на что они согласились, насколько они созрели для того, чтобы вот сейчас отдать жизнь, и эта ответственность лежит на том, кто отдает приказ, посылает этих людей.

Сейчас я назвал критический случай, но у нас в повседневности полно таких мелочей, мелких эпизодов, когда мы используем других ради или своих целей, или благородных целей, причиняя этим людям зло и используя их как инструменты. Я повторяю, что это происходит сплошь и рядом, в семье, на работе, в монашеской общине — где угодно. Такие маленькие эпизоды, в которых делается зло ради добра. Эта проблема существовала всегда и существовала для той общины, о которой мы сегодня читали в послании к Римлянам, — Павел пишет, что каждый из нас должен угождать ближнему во благо и к назиданию. И перед этим – «мы сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». Звучит как призыв, это прекрасно, очевидно, – но как этого добиться на самом деле? Как служить другому, не выдохнуться, не озвереть от этого служения в конце концов, не дать другому сесть себе на шею – так тоже может быть.

Дальше Павел пишет – «Бог терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собой». Значит, подразумевается, что вы сами этого не можете, старайтесь, сколько хотите, но если Бог вам не даст дара быть в единомыслии, ничего не получится из ваших попыток терпеть друг друга и утешать друг друга. И самая богословски яркая фраза тут последняя – «посему принимайте друг друга как и Христос принял вас в славу Божию». Слава Божия — в Ветхом Завете так обозначалось присутствие Бога – такая сфера, в которой Бог присутствует в отличие от остального пространства, где Бога нет, и слава Божия была в иерусалимском храме, о котором читаем в Ветхом Завете. И тут Павел говорит, что Христос принял вас в славу Божию. Он объяснил нам как жить и показал как жить, и это только половина дела. Он дал нам силу так жить.

Я прошу прощения, что долго говорю, – последний пример. В прошлое воскресенье мы были в Подольском центре наркоманов — годовщина, и там, как обычно, были свидетельства. Сейчас в амбулаторной программе «Старого Света» довольно много женщин, 25-40 лет, и одна из них говорила о том, что сейчас она в программе, и, объективно говоря, положение у нее аховое. Двое детей, квартиры нет, прописки нет, работы нет, ничего нет. Но говорит, что в этой программе – и она так наивно сказала «через катехизацию мне открылось, что Бог поможет, и поэтому я не впадаю в панику. В такой аховой ситуации я спокойна, я доверяю Богу». Бог дает силу. И нужно -просто не знаю подходящего слова – «дерзание» – мне, честно говоря, больше нравится слово «кураж» из циркового лексикона. Когда канатоходец готовится к выступлению – ему нужен кураж, без этого он не пройдет по канату. Такая же вещь в христианской жизни. Чтобы получить эти дары, силы Бога, нужно осмелиться их получить, кураж нужен такой. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website