Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20 августа 2011 (Латинский обряд)

Август 31, 2011

Руф 2, 1-3а. 8-11; 4, 13-17; Мф 23, 1-12

Иисус говорит о фарисеях и книжниках, которые по версии Матфея заняли место Моисея в религиозной жизни Израиля. Моисей был пророк, а эти люди, по мысли Иисуса, изложенной в этом отрывке, просто болтуны, и болтуны опасные. В коробочки (тфилин) вкладывались цитаты из Пророков, из Пятикнижия и носили на лбу. Что может заставить человека делать эту коробочку больше и вкладывать в нее больше текста? Только то, что эти простые тексты у него не умещаются внутри головы. Это такая болезненная реакция. Я хочу, чтобы люди видели, что я духовный и благочестивый человек, и уважали бы меня еще до того, как я открою рот. Облегчить первый контакт с человеком. Это трудность, о которой ты, Лилия, говорила – если я вижу, что человек ко мне относится с уважением и с принятием, то мне легко общаться с ним. Вот эти тфилины, кисти на одеждах и благочестивый вид для того, чтобы мне, фарисею, законнику, не так бояться людей. Это механизм той же самой созависимости, по сути дела греховность. Мы говорим о личном грехе, как о вещи, которую я делаю наперекор Богу и отвечаю за это, а есть такая общая греховность, состояние мое, когда бедные нейронные связи у меня в мозгу и химия мозга устроены так, что мне легче бояться Бога, чем любить Его, и легче бояться людей, чем иметь мужество любить их.

Любовь к человеку, на мой взгляд, лучше всего описывается этой парадоксальной заповедью «Любите врагов ваших и благословляйте проклинающих вас». Это высший пилотаж христианской любви, потому что про врага я точно знаю, что этот человек меня не любит, и скорее всего, как бы хорошо я ни обращался с ним, не полюбит он меня все равно. Всегда я буду ему неприятен. Самое легкое – это напугать врага моей силой. Потому что тогда мне опять-таки будет легко общаться с ним – с позиции сильного человека. Искушение оказаться выше на ступеньку, чем другой, всегда есть. Особенно оно есть в благотворительности. Мне легко и приятно делать добро человеку, который изначально нуждается во мне, нуждается в том, чтобы я ему помог, человеку, который приходит ко мне как проситель. Я уже имею над ним власть. А уж если я получаю власть не только над примитивными его нуждами, а получаю власть над его душой, над его внутренней жизнью, это уж вообще такой кайф, что дальше некуда. Это искушение известно и психотерапевтам, и психологам, и священникам, и артистам. Ну и фарисеям.

В Евангелии от Матфея Иисус относится к фарисеям очень плохо. Он говорит «Горе вам» — это проклятие, Он проклинает людей, которые делают с точки зрения Иисуса и евангелиста Матфея абсолютно невозможную вещь, используют авторитет Бога для получения самой утонченной, самой изощренной духовной власти над людьми. Первое Чтение у нас было из Иезекииля о славе Божьей – видЕние славы Божьей в храме. Конечно, у Иезекииля был авторитет, который он заработал за счет того, что его пророчества исполнялись, и этот авторитет был основан на страхе перед Богом, который через этого человека, Иезекииля, пророчествовал. А так на Иезекииля смотрели как на сумасшедшего. На любого пророка смотрят как на сумасшедшего, как на человека, который ниже нас. И это такая нормальная христианская позиция. Что такое пророчество? Я хочу как человек быть приятным всем, чтобы люди уважали меня, любили бы меня. Но моя совесть и Бог заставляют меня говорить какие-то сумасшедшие вещи, которые ломают это уважение, я неприятен людям. Но Бог меня заставляет, и я ничего против этого не могу поделать. Если могу, тогда я просто перестаю быть пророком.

Быть пророком – это такая абсолютная бескомпромиссность и честность. С другой стороны для того, чтобы живого человека на практике любить, бескомпромиссности мало. Нужно быть очень чутким к этому человеку, очень изворотливым, чтобы попросту говоря, не травмировать этого человека больше, чем он может выдержать. Идти навстречу нуждам этого человека, если они даже незрелые. Это сочетание бескомпромиссности и чуткости к человеку, оно непростое. Этому отчасти можно научиться и мы этому всю жизнь учимся. Богу нужно и то, и другое. Но чтобы быть способным на это всё, мы должны быть внутренне свободны – свободны от этой греховности. Работаем.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website