Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 7 августа 2011 (Византийский обряд)

Август 31, 2011

1 Кор 1, 10-18; Мф 14, 14-22

Время летних отпусков и болезней сейчас, поэтому не так много у нас людей. Про общину в Коринфе. Апостол Павел провозился с этой общиной не так, чтобы долго, года полтора, потом уехал. А община важная, потому что Коринф был областной центр и портовый город к тому же. Поэтому община там, по-видимому, набралась быстро, мощная такая. Потом, уже после того как Павел уехал, приезжали к нему домашние одной из участниц общины, Хлои, и, как положено, все сплетни ему вывалили, что там делается, беспорядки, отделения. Он пишет — я понимаю, что у вас говорят «я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а я Христов». Это не фамилии. Имеется в виду, что в этой общине столкнулись главные линии, даже не полностью христианские, а направление, которое возникло в этот период на смену иудаизму. В частности, этот Аполлос был известный проповедник, но проповедовал он учение Иоанна Крестителя. Учение о прощении грехов через крещение покаяния, то есть омовение в воде с тем, чтобы Бог очистил грехи, и потом просто вести нравственную жизнь. Проповедовал это как путь к спасению – очень хорошо. К тому же красноречивый был.

Петр (или Кифа) — он проповедовал Христа распятого и воскресшего, но в тот период проповедовал и думал так, что креститься во Христа может только иудей, человек у которого есть базовая вера в Бога и базовые отношения с Богом, которые были у людей избранного народа. Поэтому сначала было необходимо обрезание, соблюдение иудейских обычаев и постов, Закона, а потом уже крещение Христа. Павел с самого начала учил по-другому, — неважно, у Бога внуков нет. Он исходил из того, что у Бога есть только дети. Из какого бы ты ни вышел народа, — близкого Бога, далекого, благочестивого, неблагочестивого, — все равно, если ты становишься под опеку Христа, дело сделано и происхождение твое неважно. Объединяло, конечно, и Петра и Павла то, что крещение они и проповедовали, и осуществляли – крещение не омовение, символика христианского крещения была тогда другая совсем. Символика — это такое слово, как бы не значащее ничего, а тогда человек понимал, что если я через погружение в воду стараюсь подражать Христу, сделать как Он, умереть и потом воскреснуть, выйти из этой воды, то это не просто такое обезьянничанье, а действительно через это я сольюсь с личностью Христа. И со мной дальше в жизни будет происходить то же самое, что происходит с Ним. И крещения это были не шутки, — то есть человек, погружаясь в эту воду, действительно знал, что умирает для той жизни, которая у него была. Все, утонул. Тот, кто вышел из воды совсем другой, будет жить как Христос, силой Христа.

Тем не менее, конечно, этот вопрос смерти есть и вопрос о том, для чего собственно креститься, для того, чтобы быть здоровыми, весело прошагать по жизни, или для того, чтобы иметь билет в посмертную жизнь, что будет после того, как сердце остановится. Таких догматических утверждений про посмертную жизнь и про умирание на самом деле очень мало, но в опыте, и в человеческом и в церковном, кое-что есть. В частности, известно, что до революции, когда в палатах умирающих в качестве сиделок были не условно досрочно освобожденные наркоманки, а старые сестры монахини, то они как бы провожали эти души умирающие и видели выход, — то, что называется исходом души из тела. В православии, в византийском обряде есть целый канон на исход души из тела, который читается в это время. Это не только монахини видят, у нас был знакомый, — давно, уже около 30 лет назад, в советское время — у них с женой такое несчастье произошло: ребенок родился практически без головного мозга. Несколько дней прожил и потом умер. И он тоже видел, как в момент смерти выходит некий образ этого младенца.

В буддизме есть целая наука, как подготовиться к успешной смерти, успешному переходу. Все слышали про цигун — сейчас есть эти секции гимнастики цигун, а в чем там дело на самом деле? Делается упражнение и медитация, которая как бы накачивает эту жизненную энергию ци или чи, по-китайски чи, и понятно, что это здоровье укрепляет, но те, кто ходят на эти секции, укреплением здоровья и ограничиваются. Но в буддизме другая цель – когда человек умирает и выходит в астрал, ему требуются силы для перемещения, для встречи с трудностями и опасностями, которые там ожидают человека. И вот они как бы учатся эту энергию ци концентрировать в момент смерти, направлять ее в теменную область, откуда и наблюдается исход астрала, тонкого тела, по-разному называют. В аскетической и мистической практике восточного монашества тоже кое-что от этого есть.

Бесстрастие, которое монах накапливает аскетическими упражнениями, — это тоже накопление некой энергии, энергии, которая впустую не расходуется на страсти, на пустое увлечение миром и мирскими интересами. Другое дело, христианское представление о смерти от буддийского отличается тем, что умирающий в вере человек сразу встречает помощь, встречает некого проводника, кто-то называет его ангелом, кто-то Христом, но неважно. Встречает специальную помощь от Бога. И вот с этой помощью он проходит путь той трансформации, которая личность ожидает после смерти. Наивный Фома Аквинский думал, что душа праведника к Богу прямо хлоп и все. Понятно, что это не так, — и восточная христианская мистика об этом очень ясно говорит, и всякие парапсихологические научные результаты показывают, что идет такая постепенная трансформация человека после того, как он покидает физическое тело. И эта трансформация сопровождается одновременно и духовным очищением, нравственным очищением души. Поэтому вопрос о крещении, которое разделяло этих членов общины Коринфян, как понимать это крещение, что в нем воспроизводится, какой путь, это вопрос важный практически. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website