Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 17 сентября 2011 (Латинский обряд)

Октябрь 4, 2011

1 Тим 6, 13-16; Лк 8, 4-15

Давайте посмотрим на эту антропологию и потом, может быть, нам удастся сделать какие-то христологические выводы. Случаи, которые Лука объясняет, используя Иисуса как рупор – выделяется прямое вмешательство дьявола во время акта слушания слова. По-видимому, это такая ситуация, когда у человека в момент слушания возникает навязчивое подозрение, что его через это Евангелие хотят как-то хитро обмануть и использовать в своих целях. Если у человека нет рефлексии « а почему у меня возникает такое подозрение», то дьявол победил и всё. Услышанное Евангелие по сути просто не услышано человеком.

Два других случая – о человеке, который с энтузиазмом и эйфорией принимает слово, но в себе не имеет корни для того, чтобы принять его. Это тоже более или менее понятно, это человек, для которого в жизни главное -получить психологическое ощущение радости, комфорта и эйфории, поэтому из услышанного слова принимает по сути дела только эмоциональную сторону. Звучание слов об освобождении, вечной жизни, обо всем таком, радость, которая во всех проповедях Иисуса звучит. А психологической структуры, которая была бы настроена на то, чтобы эту весть начать воплощать в жизнь и в действия, у человека нет. Метафора очень яркая, корня нет у человека. Другая похожая категория – упавшее в сорняки – это просто люди, у которых очень много дел. Которые очень заняты в этой жизни и заняты, может быть, очень творчески и социализированы, может быть, очень хорошо, но убегают от поиска основания жизни. Стремление строить, изобретать, помогать людям, облегчать людям жизнь, учить их, лечить – это очень увлекательные занятия, требующие сами по себе вовлечения всего человека. Но когда человек начинает задумываться об основаниях, оказывается, что от значительной доли деятельности, в которую он вовлечен, нужно отказываться, потому что она просто не нужна Богу. Богу не нужно, чтобы мы все силы вкладывали на то, чтобы поддержать человека, поддержать его эмоционально, чтобы он не был угрюмым, потерянным. Богу нужна поддержка только в той мере, которая нужна для того, чтобы человек узнал правду, увидел правду о себе. А правда может оказаться такой, что потребует не веселья, а очень драматичных раздумий и готовности к тяжелым решениям. Тут уж не до веселья. И вот лишь небольшой какой-то процент по этой притче оказывается такими, кто внутренне оказывается готов для принятия слова. Но эти люди по притче приносят и большой плод, такой, который в обычном сельском хозяйстве не встречается. Урожай в сто раз – такого просто не бывает. Но в духовной жизни, оказывается, что бывает.

Взаимодействие душевного и духовного. Душевное «психе» сейчас ассоциируется с психологическим, но на самом деле душевное — это не психология в нынешнем понимании, это скорее имеет отношение к природе человека, укорененной в творении, в космосе. Мы можем смотреть на Христа просто как на того, кто помогает нам принимать правильные жизненные решения, но это только половина дела. Христос – это тот, кто совсем на другом уровне, не на уровне сознательных решений, тем не менее подготавливает структуру нашей души, нашу связь с силами космоса, со стихиями космоса, таким образом, чтобы у души нашей хватило сил и потенциала принять весть. Принять весть о спасении, и дальше, используя сознание, двигаться дальше к спасению. Здесь теологический термин, скорее, космический Христос, действующий через творение и позволяющий нам правильно вписаться в это творение, которое всё попорчено грехом. Когда восточное христианское богословие говорит о преображении вселенной и человека, то акты сознания в этом процессе занимают небольшое место, это просто такие акты, которые ставят нас в такое положение, что Бог может в нас интенсивно проводить работу по преображению, которую мы во многом не воспринимаем и не имеем чувств для восприятия преображающей работы. Иисус это такой человек, Он в греческую культуру как-то не вписывается, поэтому писателям того времени с греческой культурой Иисуса тяжело описать. Иисус не делает никаких упражнений – ни физических, ни духовных, Он не занимается йогой. Те моменты искушения в пустыне и прочее, это не упражнения, это просто задачи, которые Ему приходится в ходе жизни решать. Но мы видим, что Он своей природой подготовлен к этому. Чудеса, которые Он совершает, хождение по воде и тому подобное, это просто отражает ту правильность Его душевной и физической природы, которая была дана Ему изначально, но которой нам приходится добиваться упражнениями. И духовными, и физическими, и психологическими, другими всякими. Упражнения опасная вещь, они могут отвлекать от жизни, и другая опасность – это пытаться увлечься крайностями. Или атлетическими, или спортивными упражнениями, или экстрасенсорикой, или только такими нравственно-интеллектуальными упражнениями. На самом деле движение должно быть целостным. И в этих текстах устанавливается определенная иерархия, что здоровый душевный фундамент души возможен при встрече со словом Божиим, полноценной встрече.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website