Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 8 октября 2011 (Латинский обряд) — 28 рядовое воскресенье

Октябрь 12, 2011

Ис 25, 6-10а; Пс 22; Флп 4, 12-14.19-20; Мф 22, 1-14

Не знаю, про что говорить, потому что мировые религии, то есть религии, которые оказались мировыми за счет того, что они наиболее полно отвечают потребностям личности человека, все они говорят о том, что там за порогом смерти, за порогом конца человеческой истории должно быть хорошо, лучше чем тут. Я просто не знаю, что об этом сказать. Символы, которые в сегодняшней литургии использованы, точнее, один символ — это пир. В Евангелии брачный пир, у Исайи это очень богатая трапеза, которая накрыта на горе Божией, соберутся там все народы, всё человечество. Момент трапезы — это самый лучший момент для людей, потому что идет насыщение, проходит усталость, поднимается настроение и есть возможность для беседы, для обмена с другими тем, чем хочется обменяться, высказаться. И за трапезой разговор всегда легкий, приятный. Вот ассоциация с пакибытием. И псалом 22-й, по-видимому, тоже был выбран из-за фразы «ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих». То есть картина такая, что я пиршествую с друзьями, и тут стоят враги мои, опасные для меня, ненавидящие меня, но я знаю и чувствую, что Бог настолько меня сейчас защищает, что даже наличие этих врагов неспособно вызвать у меня гастрит или язву желудка. То есть общая трапеза это что-то очень хорошее. В присутствии Бога.

В книге Откровения другая картина изображена – мученики, первые христианские праведники народа Израиля собраны вокруг престола Бога и вместе с ангельскими силами поклоняются престолу и поют «Свят, свят, свят». Тоже занятие для кого-то, наверное, привлекательное. Хотя плохо похоже на трапезу, что-то совсем другое. Что мы там будем делать, трудно сказать. Сейчас пока еще времена не кончились, у святых куча дел. К их заступничеству обращаются, и святые всё делают. Находят потерянные вещи, утихомиривают зубную боль, и прочее, и прочее. Очень заняты. Молитвы от клиентов, от верующих клиентов, идут как бы по молитвопроводящему эфиру, — Святой Дух, или не знаю, как назвать, — принимаются святыми, от святых отправляются Богу на контроль, если контроль проходят, значит, от Бога по этому каналу или по другому спускается соответствующая благодать и всё, зубы не болят. Но это на трапезу не похоже никак. Я не знаю, что со всем этим делать. Эти явления Иисуса, описанные в Евангелиях, такие странные, там нарушаются все причинно-следственные связи. Создается впечатление, что всё другое. Попытки описать это, обрисовать – не получается никак.

У нас, в нашем мире любовь воспринимается через деятельность. Если я человека люблю, то я эту любовь выражаю — или целую его, или носки стираю, или бросаюсь под поезд из любви к нему. Вздыхаю от неразделенной любви. Любовь у нас никак не отделяется от ее проявлений, это не просто чувство. И собственно мы никогда не воспринимаем ее как чувство, как эмоцию – а скорее как то, что болит от нее или наоборот, что приятно от нее. Вот если ее очистить от этого всего, выделить духовное измерение любви – то что это? Как ощутить? Так вот подозреваю, что восприятие любви, духовное измерение любви, мотора, как бы блаженное вИдение Бога, как Он есть, сердцевина молитвы. Не «дай мне этого», или «благодарю тебя, Господи, за твое всемогущество и за твою великую милость, что у соседа корова сдохла». Очищенная от этого сердцевина молитвы. Эти три вещи, они одно нечто, единая вещь. Конечно, хочется погрузиться в это, плавать в этом как в ванне. Но и одновременно этот вот крест Христов, блаженство блаженством, но оно в христианстве находится под угрожающей, под зловещей тенью креста, который никуда не девается. Креста, страданий, лишений, борьбы. Трапеза – это расслабленный отдых, а крест – это борьба с врагами, которые в виду меня стоят. И есть, я думаю, такая иллюзия, думать, что эта борьба в какой-то момент окончится, Бог победит, греха не будет, можно будет, наконец, расслабиться, отдохнуть. Думаю, что нет. Думаю, что борьба останется, она только другое измерение будет иметь. Будет побеждена тенденция человека обманываться – самому прежде всего, и потом других обманывать. Но борьба как способ к достижению новых целей, она останется.

Интересно, какие цели будут. Стремиться к более полному познанию Бога, к участию в творении, которое как процесс не останавливается. Быть гораздо более активными помощниками Бога в творении. Сейчас Церковь в творении участвует мало, она занимается работой второго сорта – искуплением. Просто тому творению, которое уже есть в лице людей, помогает, чтобы у человека крыша не съезжала на вранье. По-видимому, потом эти способности человека можно будет использовать более творческим образом, в дальнейшем творении. Я так думаю. Это сейчас такие фантазии у меня, то есть пытаюсь обосновать то, что действительно интересно будет в вечности, не скучно. А сейчас путь к этому для нас лежит в борьбе со своими тараканами. Самого такого вредного таракана мы на группе назвали – это гордость или гордыня, которая и маскируется очень здорово, и привыкаешь очень здорово к ней. То есть цели определены, задачи поставлены. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website