Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16 октября 2011 (Византийский обряд)

Октябрь 20, 2011

2 Кор 9, 6-11; Лк 6, 31-36

Я уже говорил в прошлый раз о ситуации, в которой апостол Павел говорит, точнее, пишет коринфянам о ценности служения ближнему, о достойности помощи другому. Ситуация, когда церковь в Палестине нуждалась в деньгах, в помощи, Македонская церковь им хорошо помогла. Сейчас Павел в этом письме упрашивал коринфян не жадничать, потому что сам Павел имел опыт в жизни, что он отдал Богу всё, что у него было, самого себя отдал, и чтобы там ни происходило, гоняли Павла, били, убивали, все равно вставал как Ванька-встанька. Сколько ни отдаст, всё ему Бог возвращает обратно через любовь людей, через доверие людей прежде всего.

И вот эта тема продолжается в Евангелии от Луки. Знаете, что этот фрагмент у Луки это такая Нагорная проповедь, у Луки она происходит на равнине. И это другой акцент в богословии, в христологии Луки тут виден, потому что когда в Евангелии от Матфея Иисус говорит проповедь, учит людей, дает им свод морального учения, делает Он это на горе, все остальные внизу и смотрят на Него снизу вверх. У Луки это ровное место, и он подчеркивает что это равнина. Иисус как все, на том же уровне. Люди вокруг него, и Он им говорит о любви и служении, и явно Лука имеет в виду, что Бог такой — для того, чтобы послужить нам, Он унижает Себя, становится равным нам и снисходит до потребностей наших, желаний наших, даже если они не очень умные и не очень глубокие. Два принципиальных богословских положения в этом евангельском тексте, который мы прочли весь, — первое то, что Бог добр и дает всем, и добрым и злым. Он настолько добр, такова его доброта, что Он не боится злых, не пытается их задобрить. С другой стороны, линия Бога по отношению к злым, это не линия кнута и пряника, которая используется в политической жизни. Он дает всем. Что дает? Мы видим, что материальные ресурсы и стартовый капитал для жизни на земле у всех разный. У кого-то материальное положение получше, у кого-то похуже, у кого-то умственные способности повыше, у кого-то похуже и так далее. В каком же смысле Бог дает всем одно и то же? В каком Иисус это делал. Вокруг Него были и бедные и богатые, и поесть Он ходил к богатым людям, когда они Его приглашали. Но что Он им предлагал? Ничего, кроме спасения. Главное, что Бог нам может предложить и предлагает всем без разбору, это возможность остаться самими собой, такими существами, устремленными в вечность, как Бог нас замыслил. Быть способными не сваливаться все время во вранье и грех — эта тенденция в нас есть все время. Иудеи считали, что богатому труднее быть праведником, чем бедному, — наверное. Но мы видим на сегодняшний день, что именно в бедных странах особой силы достигает массовое ожесточение людей, массовая ненависть к богатым странам, к богатым людям без разбору. Так что быть бедным, это тоже не панацея от греха.

И другую вещь еще в этом фрагменте Бог устами Иисуса говорит, но это заповедь по сути дела: будьте милосердны, как Бог милосерд. Точно так же старайтесь открыть дорогу к спасению и доброму и злому. И когда это спускается на наш уровень, это оказывается загадочная и очень тяжелая деятельность — как повести с другим человеком себя так, чтобы не испортить его, не озлобить его, или, наоборот, не привлечь его показной мягкостью, которая потом обернется жесткостью. Как человека не приручать к себе, а делать ему добро и в то же время позволять ему оставаться свободным от меня. Это всё вопросы гораздо более важные, чем «большие у нас приходы или маленькие, есть у нас храмы или нет храмов».

По-видимому, конечно, Богу важно, чтобы был народ христианский, но сейчас такое время, что христианских народов нет просто, нет и не может быть. Есть маленькие или побольше островки христианской закваски. Тысячу лет назад, пятьсот лет назад в Церкви была сила в Европе, по всему миру христианскому, епископы посылали войска, сажали в тюрьмы за нарушение. Быть христианами был для многих просто легкий выход, меньшее зло, а не сознательное благо. Сейчас другое время, никто не заставляет. И большинство людей поэтому и не хочет. Или хотят иметь легкие отношения с Церковью, получить гарантию вечной жизни и всего такого, но при этом не перенапрягаться. Праздники, свечку поставить, слезу пустить. Это всё так утешительно. Но это абсолютно не то. То, чем мы, по идее, должны заниматься и занимаемся в меру сил, в меру своей испорченности, это прежде всего милосердие в межличностных отношениях, с живыми людьми, с которыми нам удается непосредственно иметь дело. Может быть по телефону, по интернету, сейчас не так важно. На большом уровне мы ничего не можем сделать, и более того, наш долг постоянно осаживать и возвращать к реальности тех людей, которые мыслят в терминах воссоединения Церквей, организации католической Церкви, обращения всея Руси в католичество, или люди, которые с болезненным интересом в интернете читают, а что сегодня сказал патриарх Кирилл, или что сказали какие-то высшие церковные деятели на Украине или в Риме? Ну они говорят, чего им в голову приходит, все равно журналисты, которые это всё нам предлагают, перевирают. У нас наше дело. Надо его делать. Будьте милосердны, как Бог наш милосерд.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website