Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 30 октября 2011 (Византийский обряд)

Ноябрь 10, 2011

Чтения здесь

Меня интересовала, прежде всего, связь между чтениями из послания к Галатам и притчи, которую Иисус произнес в Евангелии от Луки. К сожалению, из отрывка послания к Галатам эта интрига не видна. Галатия — это была область в Малой Азии, где жили в основном приезжие из будущей Франции, Англии, Германии – то есть, люди с остатками своих верований. Проповедь апостола Павла к ним получилась очень хорошо. Они горячо уверовали и приняли Христа. Павел тогда еще был молодым и достаточно неопытным проповедником и пастырем, он повелся на это. А через какое-то время обнаружил, что в эту область пришли другие иудейские проповедники, и эти обратившиеся галаты с таким же энтузиазмом приняли иудейские представления о том, что спасение и оправдание перед Богом идет через соблюдение закона Божия, изложенного в Пятикнижии, в Торе, и началом этому является обрезание. Тогда Павел спохватился и написал это письмецо.

Начинает опять с рассказа о себе. Ему нужно как-то доказать, что то, что он им рассказывал о Христе, это подлинные вещи. А история у него, мы знаем, необычная, при жизни он Христа не видел, не ходил с ним, а как раз наоборот, преследовал христиан. Поэтому он сейчас описывает в этом отрывке свой путь, как его в пустыне шибануло, и это он воспринял как опыт личной встречи с Христом. Не просто встречи, но встречи, в которой Христос определил его путь и миссию – идти к языческим народам и проповедовать Христа. Но это осознание к нему пришло позднее. В начале он просто был в шоке, пошел, крестился, и как тут написано, не поехал к апостолам, к источникам веры, а сделал все наоборот – отправился в Аравию, то есть в пустыню. Пошел примерно по такому же пути, по которому в Евангелии сам Иисус пошел после своего крещения в Иордане. Точно не знаем, сколько он в пустыне пробыл, но там, очевидно, осознание миссии сформировалось. Если Христос открыл, что в Нем все дело, что в центре мира находится Он – если Он мне это открыл, значит, я не должен сидеть как дундук, а должен это как-то передавать. Ну и Павел, будучи человеком подкованным в риторике, в богословии, будучи иудеем речистым, пошел проповедовать. У него это здорово получалось, обращал лихо.

Но потом получилось практически со всем и общинами как в притче Иисуса из Евангелия – стократный плод эти общины не принесли сначала, а оказались они состоящими из людей, в основном, уклоняющихся от соблюдения, от того, чтобы сохранить в себе услышанную весть. Кто-то чересчур радовался вести и у него все силы ушли на радость, а не на обдумывание вести, не на то, чтобы обдумать, как весть о Христе по-новому должна меня поставить в жизни, какими новыми жизненными связями она должна меня соединить с миром. Кто-то, как попавшее в сорняки, люди очень занятые, у которых очень много дел, и не могут они разобраться с профессией, с семьей, на квартиру заработать, и так далее. Этих дел так много, что становится уже не до Христа, и хочется чего-то попроще. Как раз такую как бы упрощенную весть эти иудео-христианские проповедники предлагали – полностью себя переделывать, точнее полностью отдать себя Богу на переделку не нужно, а есть закон, правила, которые нужно выполнять. В субботу не работать, не красть, не прелюбодействовать.

Последнюю вещь я хотел бы сказать о пребывании апостола Павла в пустыне. Вечером обычно час мне удается помолиться перед сном, в комнате в одиночестве. Ну и большая часть этого часа уходит на то, чтобы успокоиться, установить тишину внутри. Иногда она устанавливается, иногда так и не устанавливается. Мысли будоражат или болит что-то и так далее. Или просто волнение никак не снимается. Но когда удается вот так расслабиться перед Богом в безопасности, расслабиться как ребенок, как в псалме «душа была во мне как младенец, отнятый от груди матери», то есть такой насосавшийся, довольный и расслабленный. Тогда в душе возникают какие-то удивительные сообщения, и чувства, и образы, то есть Бог говорит. И вот это пустыня. Конечно, это все происходит на фоне покаяния, но эта тишина, это очень важный иудейский мистический молитвенный опыт, который зафиксирован был в описании пророка Илии, в книгах Царств, в начальных, когда он в отчаянии от того, что не получается ничего, приходит на гору Божью. Дух ему предсказывал вначале ветер, и землетрясение, и камни, но в этом нет Бога, но потом будет веяние тихого ветра, и в этом Бог. И услышав это веяние тихого ветра, он обнаружил, что не так всё плохо, что праведники в Израиле есть, что перспектива есть, что нужно идти и делать то-то. Но это только после того как все бури внутренние и внешние успокоились, и возникла способность услышать веяние тихого ветра. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website