Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 20 ноября 2011 (Византийский обряд)

Ноябрь 30, 2011

Еф 2, 4-10; Лк 8, 41-56

Первое чтение из послания апостола Павла очень эмоциональное. За ним ощущается очень сильное и глубокое чувство благодарности и постоянного изумления от того, как действует благодать. Кажется, всё складывается плохо, и вдруг Бог что-то изменяет непредсказуемым образом. Разрешается ситуация, и потом оказывается, что она разрешилась самым лучшим образом, каким только могла. Павел тут всякие слова нагромождает про Христа, но главное – это его реальный опыт, опыт и благодарности, и изумления перед делами Божьими, и, конечно, страха, трепета, потому что никогда не знаешь, как Бог это сделает и в какой момент.

А конкретный пример из жизни – это уже евангельский эпизод. Нагромождение людей и главные действующие лица эпизода в этом нагромождении как-то пропадают, потом опять выплывают, и очень важно, что вокруг все время толпа людей, — и пока Иисус идет, и потом уже в доме, — и эти люди не просто статисты. Для меня они отражают тайну связи всех людей между собой, таких видимых связей и невидимых. Видимые связи на физическом уровне, когда можем другому помочь, поддержать его, уступить ему место, и связи психологические, эмоциональные, они тоже почти видимые. Радостный человек радостью может заразить всех присутствующих, и наоборот, желчный скептик может испортить настроение целой толпе благочестивых граждан. Это все не просто так, потому что события эмоциональной жизни, это тоже события. Наши поступки, это реальные события, но и эмоциональная жизнь наша, это тоже реальность событийная, и неприятность возникает только когда внешние поступки и эмоциональная жизнь оторваны друг от друга. Тогда мы говорим о мечтательности, о болезни человека, о социопатии.

И третий, если можно так сказать, таинственный, мистический уровень, — это уровень связи, который мы называем молитвенной связью или солидарность людей в грехе и благодати. Один человек греховной настроенностью может заразить многих, и наоборот. И вот эта заразность настолько сильна, что собственно всё богословие искупления и спасения построено на том, чтобы отдать дань этой связи, силе связи. Грехом одного человека грех вошел в мир, в Адаме все согрешили, как со свойственной ему непонятностью пишет апостол Павел. Эта испорченность, принципиальное непослушание перед Богом, оно у всех выражается по-своему, в ком-то больше, в ком-то меньше, но в какой-то степени, как Библия нам рисует, начиная от Адама это во всех есть.

По библейскому мировоззрению это всё должно было закончиться в Царе-Мессии, в исключительной фигуре, в которой этого сопротивления на миллиграмм. Иудейские ожидания ученики Иисуса обнаружили сбывшимися, исполнившимися в фигуре своего Учителя. Поэтому то, что в этой сцене происходит, исцеление несчастной женщины, любительницы врачей, и потом исцеление девочки-подростка, это всё сказывается на окружающих людях. И может быть, окружающие люди не осознают в полной мере насколько это для них оказывается важно, у кого-то первое впечатление может быть просто эйфория от чуда, у других скепсис, но это событие будет иметь долговременные последствия для каждого из присутствовавших, и с этим им придется жить и решать каков Бог. Таков, что нужно всячески стараться Его держать на дистанции от себя, не пускать Его ни вглубь себя, ни к жизни своей по возможности сильно не подпускать, чтобы не было каких-то неожиданностей, или полностью открыться таким удивительным, хотя и неожиданным действиям Его благодати. Для меня ключевые слова в этом отрывке, это два слова, когда Иисус исцеленной женщине говорит «дерзай, дщерь». Дерзай, то есть имей мужество рисковать, обращаясь к Богу всегда со всем, что у тебя есть. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website