Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10 декабря — Третье воскресенье Адвента (Латинский обряд)

Декабрь 13, 2011

Ис 61, 1-2а. 10-11; 1 Фес 5, 16-24; Ин 1, 6-8.19-28

Я себе установил на компьютер игру, так называемый авиационный симулятор, самолет летает и можно устраивать воздушный бой, сюжеты всякие увлекательные. Обычно наслушаешься исповедей, разговоров с людьми про их жизнь, — потом сажусь за компьютер, запускаю игру и не знаю, что там получается, то ли молитва такая, то ли выплескиваю чувства, которые накопились, ну типа в меня стреляют, я стреляю, а в это время думаю: «Ах, вы нам инцест, я вам за это — бах-бах-бах — четыре аборта подряд!» Есть семьи, которые по общему согласию называют неблагополучными, то есть, семьи, где действительно происходят такие события как грубое физическое насилие, унижения, инцесты. И потом для человека, который в этой обстановке вырос, почти естественным оказывается на собственные неудачи в супружеской, сексуальной жизни отвечать абортами. Абортами или таким же физическим насилием и унижением детей.

Другое дело, это семьи, дети в которых всегда говорят «у меня прекрасные родители», и действительно — родители творческие люди, непьющие, стремящиеся делать добро, только ребенок получился какой-то сильно дерганый или послушный до патологии. Хотел сказать, послушный до синевы. Чаще это бывает деспотичная мать, чем деспотичный отец, эта деспотия в таких как бы прекрасных семьях осуществляется исключительно через эмоциональное давление, а не через физическое. Когда у мамы все хорошо, она с ребенком бывает настолько хорошей, что когда маме становится от чего-то плохо и она становится нормальной в общении, не такой хорошей как обычно, ребенку это представляется крушением всех отношений, крушением жизни и тяжестью невыносимой, неспособностью жить, если мама такая. «Нормальная в отношениях» — я имею в виду это мама, которая бывает недовольна, сердится, и показывает, что меня как ребенка она любит, но у нее есть свои проблемы, и свои трудности, эмоциональные, житейские и деловые, проблемы недовольства мной, ребенком, которые возникают несмотря на любовь. И она это всё не боится показывать и показывает. Естественно и взвешенно, потому что для нее самой это вещи не смертельные, а нормальные. Ребенок, у которого собственная жизнь, собственный ритм послушности, шалостей, собственное исследование жизни, ребенок, который имеет право временами на саботаж родительских указаний, просто потому что эти указания для него могут оказаться чрезмерными. И принимать это всё нормально. Если мама это нормально принимает, то и ребенок начинает нормально принимать и мамины протесты, и мамины ласки, и собственное право на эксперимент, на ошибку. И ребенок тогда не боится и наказанным быть, потому что учится взвешивать сам – пусть мне поставят тройку за сочинение по литературе и ругают дома, — но я понимаю, что писать такие глупости, которые учительница от меня требует, сами родители учили меня не делать. Не опускаться до глупостей. И сейчас они меня поругают, потом сами же довольны будут, что я такую принципиальность проявил. И так далее.

Я говорил, наверное, не раз, что богословие Богородицы очень сложное. Сложное и запутанное, именно потому, что молитва к Богородице для человека очень естественная, очень простая, это молитва к матери. Это такое выражение детского инстинкта обретения понимания, защиты, исполнения потребностей матерью. И когда молятся Богородице, то ожидают психологически большего снисхождения, чем когда Христу молятся, троичному Богу. Действительно мать нисходит к слабостям ребенка. Инстинктивно. Но нисходить к слабостям — это еще не есть любовь. Так же, как быть справедливой к ребенку и сказать «я говорю, будет так-то и будет так», даже если в данный момент это материнское требование и справедливо, не всегда оно будет справедливо. Любовь она и не в справедливости ради буквы, и не в полном растворении матери в детских эмоциях, потребностях.

История про Иоанна Крестителя, который предшествует рождению Христа, эта история повторяется из года в год, и смысл за ней для нас стоит каждый раз один и тот же. Бог придет к нам сам, придет, если мы сделаем первый шаг. Иоанн Креститель – это тот, кто от лица народа Израиля сделал этот шаг к Богу, шаг к покаянию, пониманию того, что я в любви удержаться не могу. Я буду скатываться или в буквализм жестокой справедливости или в сопереживание, доходящее до эмоционального потворства и потакания в тех вещах, в которых нельзя потакать. Удержаться нельзя. И вот для меня Иоанн Креститель со всем его движением покаяния — это обращение к Богу «помоги мне удержаться в настоящей любви, потому что сам я не могу этого сделать». Вот эти дела сейчас с выборами – обманули, каким-то партиям не додали голосов, Единой России передали голосов. Идут на митинги, протестовать – ради Бога, протестуйте, но вы подумайте, что вам нужно. Справедливость – чтобы были честные выборы. Ну, будут они честными, посчитают честно. А дальше что? Партии эти как состояли из слабых, больных, греховных людей, очень легко склоняющихся к нечестности и к воровству, так они и будут из них состоять. Правильно, протестовать надо и бороться надо. Но одновременно надо как Иоанн Креститель декларировать, что пока ты, Христос, не придешь, у нас не получится честности по большому счету. Покаяния нет.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website