Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 14 января 2012 (Латинский обряд)

Январь 25, 2012

Чтения

Ветхозаветная история с множеством деталей, очевидно, родных и важных для иудейского народа того периода, когда создавалась иудейская Библия. Саул — это первый царь Израиля, царь, которого помазал пророк, — то есть, настоящий царь. Помазание пророком — это такая гарантия того, что царь избран от Бога. Мы видим, какое у самого пророка Самуила было неоднозначное отношение к монархии. До этого было в Израиле несколько поколений, когда существовал режим теократии – это примерно то же, что демократия, но только конституцию пишут не политологи, а пророки. Конституция Израиля тех времен – это закон, полученный через пророка Моисея, и позже детализированный. По этому закону и пытались выбранные судьи, назначенная власть, править этим народом. Эта попытка потерпела крушение, и народ запросил видимую и осязаемую фигуру власти, царя, как у всех нормальных окружающих языческих народов.

Сейчас царь — это больше символическая фигура. В Британии есть конституционная монархия, королева сейчас – это символ нации, который не занимается конкретными политическими делами, но воплощает в себе достоинство и совесть нации. В России всегда было по-другому, и мало что изменилось по сегодняшний день, потому что президент или генсек, это всегда больше, чем президент или генеральный секретарь. Президент, который пытается быть просто президентом, исполняющим обязанности верховного правителя, он тут не удерживается никогда. Народу нужен царь как персональное выражение высшей власти, которая держится не на авторитете законов или конституции какой-то дурацкой, а держится на авторитете более высокого порядка – или Бога, или дьявола, это не так важно. Над верховным правителем могут иметь патронаж дьявольские силы, инфернальные силы, все равно народу он будет угоден. Народ будет стонать и трепетать и в то же время наслаждаться этим трепетом. Это свойство греховного человека, получать наслаждение от собственного рабства и убегать от свободы.

Первые три царя иудейских, наиболее яркие и данные от Бога по большому счету – Саул, Давид и Соломон. Тексты подчеркивают, что это всё были красивые люди. Сознание или интуиция того, что верховный представитель народа Божьего, народа, угодного Богу, должен быть красивым. В его красоте отражается красота народа, в его мудрости отображается мудрость Божия, которая распространяется на народ, и так далее. На деле мы видим трагедию в том, что Саул явно не дотягивал до царского достоинства и был полу-верующим, полу-язычником. Потом уже во второй половине жизни мы видим его как психически тяжело больного человека, психопата. Тем не менее не обсуждается – все равно он царь, которого Бог избрал через пророков. Это тайна отношения народа и верховной власти, которая в Библии все время просматривается. Какой человек у власти находится, это очень важно для народа, кардинально важно, и одновременно совсем неважно. Бог использует этого человека как свой инструмент для народа, и одновременно отношения Бога с народом и замыслы Бога о народе простираются гораздо дальше, чем личность этого правителя. Политика и важна, и неважна. И тот человек, который полностью погружается в политику, он неправ и не может оставаться перед лицом Божиим. Точно так же и человек, который игнорирует политику, считает ее занятием низменным и небожеским, он тоже неправ.

В божеском смысле политика — это высочайшее искусство и дар Божий, который без помазания Богом не осуществляется. Значит — это дар, выносить откровение Божие о народе сегодня, сейчас, выносить пророчество Божие, и сформулировать в словах, понятных для людей. Собрать группу людей, способных к такому формулированию. Людей чистых, бескорыстных и развитых интеллектуально и нравственно. Группу людей, через которых эти идеи проходили бы в народные массы. Без вульгаризации, без потакания низменным мотивам, без популизма. Это страшно трудно. На примере нынешних политиков, нам кажется, что это просто невозможно. Но исторические примеры показывают, что это не так. Создание американского государства, например, которое было основано на очень глубокой вере тех великих протестантов, которые это делали. Это не единственный пример.

К сожалению, Евангелия нам тут не дают ничего, потому что Иисус жил в другую эпоху. В Израиле в эту эпоху был глухой застой. Не было никакого потенциала для изменения в политическом отношении. И видно было, что с Божьей позиции необходимости в этом не было. Необходимость была больше в другом. Необходимость заложить внутренний фундамент в людях, фундамент, который в ветхозаветной истории как-то обветшал и раскрошился. Нужна была новая весть о невидимом царстве, о невидимом Царстве, в которое есть путь и есть путь из невидимого Царства сюда. Царства возможности нести правду и милосердие Божие в этот мир. Иисус эту миссию выполнил, по-своему. Но не в привычном нам политическом смысле. Сейчас раздаются голоса о том, чтобы устроить какие-то религиозные политические партии, христианскую партию – ради Бога, но это же у нас на сегодня будет жанр «а вы друзья как ни садитесь, все в музыканты не годитесь». Людей, которые когда-нибудь от Бога могли бы быть настоящими политиками на разных уровнях, и на высоком, и на уровне местного управления, этих людей, попросту говоря, должны воспитывать мы. Воспитывать через настоящую религиозность и через здравое отношение к вопросу о политической власти вообще. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website