Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 31 декабря 2011 (Латинский обряд)

Январь 25, 2012

Чтения

Вчера ехал в машине, слушал радио и там сказали: специалисты отмечают, что много народу не будет праздновать Новый год, будут сидеть на работе. Кто-то для того, чтобы выслужиться, потому что впереди кризис и надо зарабатывать очки у начальства. Многие просто говорят, что не будут праздновать как принято, потому что наступило всеобщее разочарование, особенно в Москве. Народ выходит на митинги, десятки тысяч человек, а ничего не меняется, ничего не происходит. И вообще в принципе все эти столь продолжительные новогодние праздники — мы говорили на группе, что праздники это такая таблетка, — вот это такая большая таблетка для всего «советского» народа. Съешь и потом давай работай долгое время. Много говорилось о том, какой жуткий вред, как много людей фактически доводят себя до полного истощения, и морального и физического, за эти десять дней. И это очень резко контрастирует с тем, как Церковь воспринимает Новый год. Сейчас-то никакого нового года нет по церковным понятиям, и это странно, потому что есть месса на начало нового года. Но когда ее служить — ведь завтра торжество Пресвятой Богородицы. Получается, что месса для буддистов, для тех стран, где в другое время год наступает. Для нас важно вспомнить, как мы начинали новый церковный год, с началом Адвента. И как он в церкви совершается – в похоронном настроении. Вся последняя неделя уходящего года это пение Dies irae, мы хороним старый мир. Некое понимание того, что мир, в котором мы живем, очень несовершенен, преходящ, ненадежен. Жить ему осталось не так долго.

Первое чтение из послания от Иоанна – я на днях ясно увидел этого старичка, вокруг него собралась молодежь, стало плохо: и гонят, и убивают, и отовсюду уже выгнали, и все говорят «ну почему, что ж такое» а он говорит про любовь, самое важное, что ему нужно сказать. Да, — говорит, — ушли от нас многие, ничего страшного, потому что не поняли, куда пришли на самом деле. Церковь тоже встречает новый год в понимании того, что нужно подводить итоги. Есть другой церковный мир — Азии, Африки, — папа недавно туда съездил и обалдел, просто представить себе не мог, как там все хорошо, какая там вера у людей. А здесь, в нашем церковном мире, видно, что он хиреет, слабеет, сотни тысяч уже ушли из Церкви, потому что не понимали, к чему принадлежат, никто им не объяснил, не показал на своем примере. Чем замечательно празднование Нового года -несмотря на всю мишуру, празднуется сотворение мира из ничего и воссоздание мира в конце концов под главой Христом, которое будет в конце времен. Мы можем на короткое время на самом деле ощутить как это прекрасно – закончилось старое, началось новое, рождается что-то при том, что раньше было много плохого, страдания, боли, обид, огорчений и так далее. Как когда смотришь весной на цветы и глупо сентиментальничать по этому поводу – оно каждый год растет, и ты умрешь, оно все равно будет расти, это просто трава и цветы. Но ты понимаешь, что это совершенно новое, вчера еще было мертвое, а сегодня не верится, насколько все прекрасно и хорошо. И вот Новый год про то, что на том, что казалось мертвым, Бог снова позволяет вырасти чему-то новому, прекрасному и чудесному. Для того, чтобы это родилось в природе, должно упасть семя растения, а чтобы родилось в нас, должно упасть семя слова. То есть присутствие самого Христа. Мы должны по-новому Его в себя впустить, чтобы Он дал возможность вырасти чему-то новому. Мы должны подумать, каким образом мы не даем Ему в нас упасть – уже есть какая-то на Него обида или предубеждение по отношению к Нему, что Он какие-то вещи исполняет, которые Ему интересны, а то, что мне интересно, не исполняет или считает неважным. Предубеждение по отношению к себе, что я не могу быть таким, каким Он хочет меня видеть, потому и надеяться особенно не на что. Предубеждение к Церкви, в которой я живу — что она такая никакая, не дает мне удобрений, воды, света и так далее, нужных мне для того, чтобы вырасти. Есть какое-то время, короткая передышка — у всех по-разному, конечно, — чтобы в этот год войти с осознанием, благодарностью, что поменять жизнь возможно, что можно менять жизнь. Но надо отчаянно этого хотеть и отчаянно об этом просить.

© Священник Кирилл Горбунов 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website