Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 января 2012 — 4-е рядовое воскресенье (Латинский обряд)

Февраль 2, 2012

Чтения

На группе зашла речь о ролях. Я думал о том, как это происходило в ранней Церкви, в общинах, ориентируясь на новозаветные тексты. Роль — это всегда некая форма несвободы человека. Человек неосознанно выбирает для себя такую форму поведения, такую форму общения с окружающими и с самим собой, чтобы уменьшить напряжение от жизни. Роли, которые в дисфункциональных семьях возникают у детей, это всё способы поведения, которые, как ребенку кажется, помогают снимать напряжение в семье, накаленную атмосферу, когда все в семье друг другом недовольны. И демонстрирует это в разных формах – в форме раздражения и склок, или, наоборот, в форме показного равнодушия друг к другу, молчания. Ребенку кажется, что он может это разрушить, ведя себя как весельчак или как отличник, как хулиган или просто спрятавшись в одиночестве. Потом эти паттерны поведения человек начинает применять на работе, в собственной семье. И они, как правило, приживаются, потому что любой коллектив устроен как дисфункциональная семья, где есть потребность, структурная и энергетическая, в таких жестких ролях. Повторяю, что это признак несвободы, потому что и человек привыкает быть в этой роли, и окружающие не дают выйти из нее — им это привычно и вписывается в их роли.

Мы видим много примеров дисфункциональности Церкви в описаниях общин в Новом завете, в Евангелиях, в Деяниях Апостолов. Там этим ролям противопоставляются дары Духа. Это то, что вносит специализацию в общину, дары у всех разные. Но одновременно не насилует свободу человека. Мы в чтении из Второзакония читали о даре пророчества, и, несомненно, это основной дар. И пророки были самыми ценными людьми, потому что они могли дать людям главное – показать перспективу, по которой двигаться. Но были и другие харизмы, без которых община не может обойтись, это харизма человека, умеющего формулировать и передавать другим веру. Харизма человека, умеющего душевным теплом, радушием соединить всех. Харизма администратора, то есть способность разобраться с делами, с хозяйством, то есть хорошего домоуправителя. И так далее. Много даров этих. Легко харизму, какой-то дар, разменять на роли. Дар администрирования и сплачивания разменять на роль начальника общины. Дар пророка на роль морализатора, говорящего не по делу и давящего на всех, и держащего всех в рабстве. И тому подобное.

Интересно, как в Церкви одновременно с развитием ее структуры и с развитием этих даров развивался грех. У нашего патрона Игнатия Антиохийского мы встречаем такой образ Церкви, которого совершенно не было в Новом Завете. Образ Церкви, которая держится на трех служениях: епископа, священника, дьякона. Эти функции образуют монашескую структуру, и Игнатий в своих предсмертных письмах увещевает христиан быть сплоченными вокруг, как бы мы сейчас сказали, священноначалия. Это пишет человек, который отправляется на мученическую смерть за свою веру. И он считает, что тогда, в первой половине II века, главная вещь, которая могла спасти Церковь, заключалась в этом. Действительно, очень много в Церкви изменилось с тех пор, и произошла одна важная вещь, на которую историки Церкви стали обращать внимание еще в начале ХХ века, столкнувшись с кризисом Церкви прежде всего в городах. Евангельская Церковь и столпы Церкви, описанной в Евангелии, это деревенские жители. Жители с размеренным укладом, с жизнью лишенной каких-то особых развлечений, без доступа к изысканным произведениям культуры, литературы, всего такого. А церковь начала II века, это исключительно городская церковь. Города на Востоке были скученные, тесные. Там и библиотеки, и гимназии, и театры – всё, в общем. Главное, это конечно бани. Если есть баня, какая там в воскресенье может быть церковь. Шутки шутками, но, может быть, главное испытание для Церкви в этот период, это испытание культурой. Развитой литературной, философской, театральной культурой, которая была в Империи. Крестьянская вера апостолов с этим конкурировать не могла. Другие факторы, конечно, тоже были, и физические гонения. Не хочется делать безапелляционные утверждения, но мне так чувствуется, что этому богатому искушению культуры в Церкви легче всего было противопоставить дисциплину. Как епископ сказал, так и должно быть. Никаких дискуссий, никаких обсуждений. Епископ владеет секретами веры. Дисциплинарный путь очень притягателен и обладает большой внешней эффективностью. Легко большие массы народа удерживать в кажущемся единомыслии и делать так, чтобы они согласованно выполняли какие-то дела, делать это с помощью дисциплины. Дисциплины, в которой личный авторитет руководителя подменяется авторитетом места, которое он занимает.

Те многочисленные движения, которые сейчас мы видим в Церкви – это попытки использовать харизматические возможности Церкви, возможности, которые дают дары Духа. Поэтому мы, как правило, видим, как скучно в приходах, и как живо и интересно бывает в движениях. Хотя интересность это не основной признак свободы духа. Если к нашей группе, нашей общине возвращаться, то у нас тут, конечно, определенные признаки дисциплины есть, но все-таки у нас все время видна духовная борьба. То, что происходит на уровне любви Божьей и человеческой, ее встречи с жесткостью человеческого сердца, со слабостями, с приверженностью иллюзиям и тому подобное. И все время мы в эту борьбу Бога и дьявола оказываемся вовлеченными. И вот те, кому эта борьба неважна, а важны другие вещи – просто тепло, эмоциональная поддержка, чувство принадлежности, — уходят, убегают даже. Много недавних примеров. Тяжело это. С другой стороны, через это видно действие Бога. Очень важным сейчас для меня становится слово «сила» — сила Бога, ??????. Это изгнание нечистого духа, которое было в сегодняшнем чтении Евангелия. У нас выработался свой способ это делать. Иногда он работает, иногда нет. Иногда очень долгим оказывается подготовительный этап, когда человек приходит и очень долго просто не понимает, что тут такое, что за вопросы, про что они. И тогда просто надо терпеть. Терпеть и терпеливо затрачивать много сил, и душевных, и прежде всего молитвенных. Опираться на мощь душевных сил, на мощь жалости, сопереживания, не получается, — эти силы быстро кончаются. А природа силы Духа, она другая. Ее получаешь и ощущаешь в те минуты, когда знаешь, что уже выдохся и не можешь ничего. И вот приходит сила Духа, и позволяет эту слабость пережить и накопить душевные силы. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2011

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website