Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12 февраля 2012 — Неделя о блудном сыне (Византийский обряд)

Февраль 22, 2012

1 Кор 6, 12-20; Лк 15, 11-32

Вы, конечно, понимаете, что сегодняшняя притча продолжает тему истории о мытаре и фарисее, которая была в прошлое воскресенье. Только сейчас даны другие условия задачи: эти люди оказываются братьями. Родными братьями, детьми одного отца. Мы видим продолжение того же мытаря в образе блудного сына, который взбрыкнул, решил жить как он хочет, в результате потерялся по своему своеволию. Слава Богу, дошло до него в какой-то момент, что он потерял всё. Вынужден возвращаться к отцу нищим. Второй сын, благополучный, послушный – в нем мы без напряжения узнаем фарисея. Он ревнует к брату, который всегда так безобразно вел себя, а отец радуется по поводу его возвращения так сильно, как никогда не радовался по поводу старшего сына.

Я всегда повторяю, что самое интересное для меня находится за пределами этих евангельских историй, которые обрываются обычно как фильмы о влюбленных, обрываются свадьбой, а самое интересное, что с ними будет потом. Что с братьями этими будет потом? Им нужно заново учиться вместе жить – раскаяние, не раскаяние, а все равно учиться надо. Отец простирает над ними свою любовь, но этим братьям нужно так построить отношения между собой, чтобы можно было использовать эту любовь отца. Да простят меня за прозу, — средства, которые нужны для построения таких отношений, совокупность средств, в социальном учении Церкви называется общим благом. Давайте посмотрим, что туда входит. Что нужно этим людям, этим братьям для того, чтобы продолжать жить в любви отца и возрастать в этой любви? Простые вещи – может быть, им нужно улучшить жилищные условия, построить общий дом, большой, достаточно просторный, чтобы каждому хватало пространства для спокойной жизни. Может быть, им нужно сделать в этом доме библиотеку, чтобы через книги познавать мир, познавать самих себя и лучше узнавать отца – Бога. Может быть, им нужно договариваться об очень простых вещах – кто в какое время пользуется ванной комнатой. Как они участвуют в хозяйстве и тому подобное. Им нужно вводить правила общежития, которые делают их общежитие удобным, надежным, безопасным и справедливым. Когда есть справедливость, можно любить. Когда справедливости нет, любить очень трудно, особенно греховному человеку.

Общее благо обязательно в себя включает и те вещи, которые дают людям удобства и безопасность жизни, и те правила, которые обеспечивают им справедливость в отношениях. Это всё распространяется на человеческую семью в целом, на народы, на сообщества народов. На прошлом занятии мы говорили о государстве, о политике, исходя из этой идеи общего блага. Володя, ты потом удивлялся, какое отношение это имеет к религии, богословию. Прямое – государство как раз и позволяет людям обеспечивать для своего сообщества такие условия, которые позволяли бы им жить в любви Божьей. Это то, что государство потенциально может и должно делать. Чаще всего мы видим, что государство довольно плохо с этой задачей справляется, и ему необходима помощь каких-то внегосударственных сил. И к этим внегосударственным силам относится, конечно, прежде всего, Церковь, которая упорно говорит, что ради Бога, пусть у вас будет нефть, доходы и всё, но если ваши глаза будут устремлены только на эти вещи, говорит Церковь, вы никогда не будете счастливы. Богатство никогда не приносит счастья. Счастье приносит жизнь в реальности. А реальность простирается за пределы того мира, который мы видим. Но не только Церковь, — могут быть общественные, некоммерческие организации, состоящие из людей самых разных религиозных взглядов, которые, тем не менее, хотят, чтобы в обществе действовала любовь – неважно, как они понимают источник этой любви. Эти люди объединяются, занимаются благотворительностью, добрыми делами. Опять-таки часто это получается очень нескладно. Но всё это нужно.

Политическая оппозиция – оппозиционные партии тоже нужны, чтобы государство не заигрывалось в собственные игры, чтобы оно все время возвращалось к общему благу. Поэтому, видите, политика на самом деле, по замыслу Божьему, оказывается самым высоким и благородным искусством в мире. Проблема заключается в том, что грех — это по определению то, что мы не можем победить никакими человеческими усилиями. Это главная проблема. Возвращение младшего сына в дом стало возможным только потому, что его простил и принял отец – только поэтому. Не потому, что он там осознал, начал по-другому жить. Он осознал, но если бы отец его не принял, он так бы и мыкался. Поэтому мы маленькие люди, но если мы понимаем, о чем молиться, если мы чувствуем расстановку духовных сил, происходящих в большом обществе, то мы делаем не меньше, чем политические партии, государственные деятели и прочие. В каком-то отношении даже больше, чем они.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website