Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 19 февраля 2012 — Неделя о Страшном Суде (Византийский обряд)

Февраль 22, 2012

1 Кор 8,8-9,2; Мф 25,31-46

Когда Иисус говорит: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную», Он не говорит про праведников, что вы тут настрадались, несли крест за Меня, намучились, помогали бедным, голодным, больным и теперь пойдете в санаторий навеки. Он по-другому говорит – пойдете в жизнь вечную. А что такое жизнь? Какая жизнь без страданий на самом деле? Радость человек ощущает только по сравнению со страданием. Одно без другого для человека просто не существует. Вопрос: какого рода страдания будут в царстве Небесном? Возможны ли и нужны ли человеку страдания тогда, когда нет греха? Я полагаю, и не только я, многие богословы считают, что страдания будут, но страдания другие – не хочется говорить о таких таинственных вещах какие-то вульгарные слова, но аналогия примерно такая, как была в советских фильмах. Производственный конфликт: Вася наточил на станке втулок на 105%, а Петя на 110%. И Вася от этого страдает. Не обязательно страдания должны отсчитываться от грешного и злого, они могут отсчитываться от лучшего и еще лучшего, к которому мы стремимся всегда. Это первый тезис.

Второй – это высказывание Иисуса «то, что вы сделали одному из братьев ваших, то сделали Мне». Иисус этим не говорит, что Он такой особенный. Он этим говорит, что все мы, люди, соединены между собой. И если мы помогли кому-то из нуждающихся, то лучше становится не только этому нуждающемуся. Связь, — можно ее назвать мистической связью всех людей, можно иначе как-то назвать, — от того, что лучше становится одному, лучше становится всем. Не обязательно мы это чувствуем, но это есть. Отличие Христа может быть в том, что Он сейчас находится в таком состоянии, что чувствует это все. Это движение потоков человеческой любви во всем человечестве, живых и мертвых.

Третий тезис. Думал о том, что эти вещи очень теоретически звучат, и вспоминал истории из собственной жизни. Истории мне приходили на память такие драматические: когда я лежал в лесу с четырьмя сломанными ребрами, которые у меня двигались при вдохе-выдохе, и несколько десятков километров было до ближайшего населенного пункта, и люди обо мне заботились. И маленькая группа, которая со мной была, и совершенно незнакомые люди, которые узнав об этом несчастье, помогали машиной и т.д. Бог через них помог мне, и я как бы пережил это и переживаю до сих пор как действие Бога, который через людей меня не оставил. С большей частью этих людей я больше никогда не встретился и не увиделся, с кем-то из знакомых, которые тогда были, расстался, просто потому что наши жизненные пути разошлись, но воспоминание о действии Божьем, которое настолько изменило весь мир к лучшему, это у меня осталось.

И другие были подобные случаи. Еще один показательный случай у меня был года четыре- лет пять назад – у меня был приступ – спазм, и полтора дня я просто катался от боли. Никакие препараты, снимающие спазм, не помогали, и до этого я просто не знал, что такие боли бывают. Такое состояние, когда на 80% превращаешься в животное, не понимаешь ничего, кроме боли, а остальные 20% или 2% человека – я знаю, что это пройдет, и одновременно не верю в это. Верю и не верю, и страшно от этого. Вот это для меня модельная ситуация для наших отношений с Богом, жизнью, с людьми, потому что когда все хорошо, тогда мы тоже хорошие, нищего одеваем, мертвого хороним и так далее, — что нужно, делаем. А когда нам самим сильно плохо – неважно, это может быть и физическая и душевная боль и какое-то честолюбие, самолюбие оскорбленное, — тогда все тянет нищего раздеть еще больше, живого похоронить и прочее. Трудно в это время удержать в сознании и тем более в чувствах живую связь со Христом, мистическую связь со Христом и другими людьми, которая все равно проявляется и проявится дальше. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website