Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10 марта 2012 — суббота 2-й недели Великого Поста

Март 20, 2012

Мих 7, 14-15. 18-20; Лк 15, 1-3. 11-32

Историю Лука нам пересказывает с немалой долей иронии. Эта притча уже изъезженная, всеми разобранная, невозможно ничего нового сказать, можно только повторить старое в надежде, что каменные сердца присутствующих если не сразу из плоти станут, то хотя бы из окаменевших превратятся в одеревеневшие.

Первый тезис – это объяснение того, что такое грех. Вы как образованные люди знаете, что Лука дает не только Евангелие, но и принципиальные моменты Ветхого Завета в своем Евангелии. В частности, эту притчу можно понимать как версию грехопадения – не такую, как в третьей главе Бытия, а как Лука это обнаруживает. Ситуация, когда есть два сына совершенно одинаковые для отца, и получается так непонятно почему — старший остается с отцом, а младший уходит. Понятно, что есть соблазны, есть иллюзия: если мне дадут то, что мне причитается по справедливости, то я уж развернусь. Мое существование не будет таким бесцветным, бесправным как сейчас. Все дело в Путине и в клике жуликов и воров. Это мы на прошлом часе разбирали с очень наглядным примером. И показано, что это иллюзия, потому что человек так думает ровно потому, что он не способен правильно управляться с теми талантами, теми данными, которые у него есть. Но более важно в этой истории другое – что грех, это такая штука, с которой отец ничего не может сделать. Отец бессилен. Он может только ждать и уповать на момент, когда в согрешившем сыне всплывут воспоминания об истинном положении дел. И тут повезло – младший сын под влиянием гороховых стручков ощущает такое начальное покаяние.

Начальное покаяние, это ощущение своей несостоятельности с одной стороны, а с другой стороны, ощущение своего недостоинства. Недостоинства быть сыном Божьим. Единственное, что достоин – быть в наемниках, работать, делать добрые дела и за это иметь хоть пожрать чего-нибудь. Полноту покаяния на самом деле он обретает, когда отец его принял как человек, истосковавшийся о любимом сыне, человек, готовый служить ему как слуга. Тогда понимание своей несостоятельности остается, но понимание недостоинства исчезает. Я понимаю и чувствую, что я любим, а значит, и достоин любви. Несостоятельность есть, но она уже не фатальна, впереди открывается перспектива. Перспектива пребывания в семье отца. И этот бедный старший сын — жалко его от всей души, потому что последней каплей для него было то, что теленок был откормленный, не какой-нибудь там плохонький, а откормленный. Справедливости нет в мире, беда. И отсюда пол-шага, четверть шага до того же самого: что во всем виноват Путин и партия жуликов и воров. Очень глубокая конструкция, показывающая природу этого греха, и как близко можно подойти к нему, не ожидая.

В заключение я хочу случай из жизни рассказать. Вера на группе рассказывала про нашу старенькую соседку. Я возвращался домой вчера, во второй половине дня, уставший, и вижу, она возле дома ковыляет, но как-то странно, как переломившаяся пополам, верхняя часть туловища не держится. Понимал, что надо было остановиться, взять ее под ручку, довести до парадного и потом до квартиры. Но сил нет, не могу себя заставить. Я прошел 10 м, оглянулся на нее, она за это время пару шагов сделала. Еще прошел, оглянулся, потом за угол дома завернул, поднялся в квартиру, сил уже побольше стало от домашних стен, и стал просто ждать, когда она появится у входной двери, дошкандыбает. Но оказалось, что вполне мог бы и не дождаться, потому что ее притащили два мужика, последние какие-то 20 м она не дошла, завалилась. И там я уже отреагировал, помог ей подняться наверх. Но разбираться с этим страшно не хотелось, потому что вторая половина дня уже была распланирована: поесть надо, компьютер включить, телевизор посмотреть, помолиться перед завтрашним днем, духовные все такие нужные дела. Послал Веру, Вера там кувыркалась с этим всем, нашли родственников. Ночью в 2 часа звонок в дверь, Вера вскочила как стойкий оловянный солдатик, побежала открывать, а я лежу и думаю, ну неужели опять волнения какие-то из-за этой женщины, неужели опять нужно будет мне волноваться, плохо себя чувствовать, ходить полусонным по этажам. Не проснулся я, тихо долежал, пока Вера не вернулась и не сообщила, что все в порядке, позвонили кому надо. То есть человек я добрый, душа у меня добрая, но чтобы сдвинуться с места… Дьявол на этом всем и работает. Существенная черта христианина: он скор на подъем. Пытался я молиться за эту женщину, молитва получилась, как мне кажется, потому что я увидел в полусне ее мужа, который умер несколько лет назад, очень симпатичный человек, и увидел, как он хочет, чтобы она к нему скорее пришла. Зовет ее. Ну вот — сухая догматическая проповедь, иллюстрированная примером с актуализацией. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website