Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 11 марта 2012 — 2-я Неделя Великого поста (Византийский обряд)

Март 20, 2012

Евр 1,10-2,3; Мк 2,1-12

Бедный я человек, — как прочел этот текст из послания к Евреям, о том, как Господь основал небеса и землю, у меня возникла перед глазами вещица, которую мне в детстве подарили, и с тех пор я уже не мог ее вытеснить из сознания. Евангелие пролетело мимо. Это была такая маленькая пластмассовая штучка с прозрачным куполом, жидкость была налита и пластмассовая фигура олененка на фоне домика, — когда встряхнешь, там как бы шел снег. И это модель мироздания, которая была в Библии у библейского человека. Есть земля, она накрыта колпаком, только непрозрачным изнутри. По этому колпаку переезжают звезды, вода скапливается и льется оттуда. Но он изнутри непрозрачный, а снаружи можно видеть, что внутри. Бог и ангелы видят все, что происходит. И потом, когда у иудеев усложнялись представления о Вселенной, и они заимствовали эти представления у других народов, этот колпак становился все более многослойным: первое небо, второе небо… Там находились определенные группы ангелов, которые управляли тем, что происходит на Земле, и сейчас бы мы, наверное, большую часть этих ангелов назвали просто физическими и биологическими законами. А на высших небесах были уже ангелы, отвечающие за вечность, и имевшие прямой вход к Богу, без пересадок.

Естественное для человека представление – архетипическое во всех религиях: что мир мертвых находится внизу, под землей. Мертвых помещают в землю, и потом они проваливаются в невидимый подземный мир. И мир, который наверху, мир небесных сил, он тоже невидимый. И сравнительно маленький кусочек этого видимого мира между этими двумя. Но даже такая степень неизвестности у религиозного человека очень большая, неверующему когда-то было проще, наверное. Но этот мир, который мы видим, он и пространственно очень маленький. Если взять толщину атмосферы над Землей — то, что мы видим как небо, где птицы и прочее, это по сравнению с Землей как скорлупа на яйце, ничтожный такой слой. По мере того, как начали развиваться представления о масштабах Вселенной, в христианстве это вызывало кризисы веры у людей, причем массовые кризисы веры. Когда обнаружилось, что большая часть планет на самом деле гораздо больше чем Земля, возникла паника в умах верующих. Потому что эти авраамические религии – иудаизм, ислам и христианство – это религии достаточно интимного отношения с Богом. Я есть и я для Бога важен, я для Него много значу, мое место на земле важно для Бога. И тут оказывается, что есть вселенные и галактики, в которых масса планет, прошедших примерно такой же путь как Земля, может быть и там есть какие-то цивилизации, всё, что угодно. И масштабы такие, которые нашим бедным умом просто не охватить никак. И вот богословы как-то старались это всё примирить с христианской доктриной, с вероучением, но представление о размерах вселенной становились всё более и более потрясающими. Всего 50 лет назад американцы сделали радиотелескоп Хаббл, и размеры Вселенной для людей увеличились еще в сотни раз, и более того, обнаружилось, что эта Вселенная или по крайней мере подавляющая ее часть заполнена субстанцией, совершенно неизвестной нам, темной материей.

В библейском представлении, — которое в христианстве, в Евангелиях не опровергается – маленькое человечество Бог создал для обслуживания всего космоса, всего сотворенного мира. От того, что у человека происходит в душе, и как человеку удается с любовью относиться к вещам и друг к другу, зависит состояние космоса, как его воспринимает Бог. Мы на земле пытаемся как-то между собой договориться, хотя бы Землю не очень разваливать, и то не получается. Но даже не в этом дело, по крайней мере для меня, — я просто ревную. Я как единственный сын своих родителей привык к тому, что все внимание, вся любовь концентрируется на мне. Я не могу себе представить, что Бог любит и меня, и одновременно такое количество созданий, подобных мне, или даже не дай Бог лучше, чем я, такое количество созданий, которое выражается числом с нулями, которые я сосчитать даже не могу. Мне от этого не по себе, конечно. Я себя начинаю ощущать деталью на конвейере. Не библейским образом горшка, который горшечник делает, вкладывает в него душу, а какой-то железкой на конвейере, каких много. Я родился, учился, женился, работал, потом умер, и так по конвейеру все. А мне кажется, что я необычный такой, что других таких нет. Я рассказал о некоторых трудностях в восприятии любви Божьей, мной по крайней мере, но это трудности и в отношении к людям тоже. Потому что старые врачи и старые священники часто славятся своей как бы бесчувственностью — столько уже прошло и проходит через руки, и видишь, как всё повторяется – есть определенные типажи, видно, что с ними будет, как будет. Пытаешься их подкрутить, подвинтить, — все равно понятно, что дальше будет. Эта проблема тоже есть. Поделился, спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website