Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 1 апреля 2012 — Неделя 5-я Великого поста (Византийский обряд)

Апрель 24, 2012

Евр 9,11-14; Мк 10, 32-45

В других синоптических Евангелиях эта история изложена еще более жестко, потому что вместо Иакова и Иоанна к Иисусу подходит их умная мама и начинает просить за детей, чтобы Иисус устроил им карьеру в будущем. Апостолы – я часто думаю о том, что это за люди. Проблема в том, что в современной Церкви для апостолов как бы нет ячейки. Эти ученики Иисуса, кто они? Миряне – не совсем. Священники – не священники. Монахи – тоже не монахи. Они как такие ростки, из которых потом образовались категории членов Церкви, которыми мы сейчас оперируем. Апостолы просто несли людям того Христа, который за несколько лет общения впечатался в них, и с которым они через Духа продолжали общаться. И благодаря апостолам появились общины, а в общинах естественным образом стали появляться люди, обладающие дарами для функций священника, и для того, чтобы молиться за всех, для функций посвященной жизни. В этой истории апостолы изображены нелицеприятно, но в этом Евангелии это просто такой поворотный момент, когда Иисус заявляет впервые ученикам о крахе, о видимом крахе своей миссии, и, соответственно, их миссии тоже.

С утра мысли мне в кучку собрать трудновато, но отчитаюсь о событиях. На этой неделе у меня желудок совсем разболелся, и поэтому пришлось голодать, Бог мне устроил насильственный пост, и пришлось в результате отложить значительную часть дел и занятий. И от слабости бывало, что по полчаса просто сидишь и в окошко смотришь. И я в результате как бы пришел в себя, образовалась ясность внутри. Я увидел, что основная деятельность меня как священника довольно-таки скучная. Она заключается не просто в том, чтобы обо всех вас заботиться как наседка, обхаживать, контролировать. А в том, чтобы в молитве отдавать вас Богу. Это достаточно бесславная деятельность, потому что она регистрируется незаметно, а в заботах этих, по сути дела, вся жизнь священника и проходит. Есть священники с другими замечательными призваниями. Строить церкви красивые и большие, или преподавать богословие – это замечательные призвания, но призвание священника не в этом. Призвание в том, собственно, как Иисус обращался с апостолами. Мало что мог им дать. Ни места в обществе, ни профессии, ни престижа, ни богатства, ничего не мог. А Он их передал Богу. И после того, как Иисус из этого мира ушел, эти люди удержались благодаря Его молитве в руках Бога.

Забота, которая была на этой неделе, — нашему знакомому священнику, отцу К., сделали операцию острого аппендицита. И вот операцию сделали очень быстро, благополучно, через маленькие дырочки, и должно было все быстро после этого зажить, но от наркоза и от обезболивающих, которыми его обкололи, он три дня блаженствовал как на небесах, а потом началась настоящая наркоманская ломка, которая сильно затруднила выздоровление. Грубо говоря, зажато всё. Для того, чтобы выздоравливать, надо расслабиться, а он не в состоянии. И тоже, неслучайно это всё произошло перед Страстной неделей в латинской Церкви. Священник, когда молится за народ, не просто мучается, он еще дополнительно мучается теми вещами, которые он не передает Богу, а пытается с прихожанами и с Церковью решить сам и устроить сам. А собственными усилиями, как вы знаете, не получается ничего.

Когда 2-й Ватиканский собор сделал акцент на общем священстве мирян, он просто напомнил о том, как каждый из нас по сути своей должен быть близок к апостолам, в которых есть все эти зерна служений, и служение священства, и молитвенное служение. Помимо деятельности в миру. Сегодня на занятиях мы продолжим разговор о молитве. Я вспомнил, что к 2000 году папа Иоанн Павел II , он еще в состоянии был работать, написал энциклику «Tertio millennio adveniente», «Навстречу 3-му тысячелетию». Он там всякие штучки писал, которые ему казались важнейшими, и очень большой раздел в этой энциклике о молитве. И он говорит не просто о молитве, он молитву называет искусством. Это не умение, не навык, не наука, а это искусство, в искусстве всегда требуется вдохновение. Иначе сфальшивишь и не заметишь. Поэтому с закрытыми глазами, так с закрытыми, очень хорошо. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website