Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 7 апреля 2012 — Навечерие Пасхи (Латинский обряд)

Апрель 24, 2012

Чтения

Мы прочли только часть тех фрагментов из Библии, которые читаются в Пасхальную ночь. Все эти фрагменты интересные, глубокие, пробуждают много инсайтов, но, по сути дела, вся Библия говорит о двух вещах: о силе Бога и о любви Его. Два качества той реальности, которой многие люди просто не видят или не хотят видеть, да и те, кто называют себя верующими, тоже часто в практической жизни стараются игнорировать наличие этой силы, этой любви. С пасхальной радостью в эмоциональном отношении сейчас у меня трудновато, потому что в связи с идиотским стечением обрядов и календарей следующая неделя будет Страстной в византийском обряде. Такое идиотское состояние, когда прошел путь Иисуса к смерти внутренне, — мы стараемся в Страстную неделю следовать за Ним по этому пути, и потом естественная логика последовать за воскресшим Иисусом, — и тут этого не получается, потому что опять нужно возвращаться к Страстной неделе. С другой стороны, это хорошо, потому что если говорить о пасхальном периоде и о Великом Посте как о ежегодных духовных упражнениях, которые предлагает Церковь, то у нас в общине эти духовные упражнения идут круглый год. Поэтому смерть и воскресение Иисуса, это для нас не вещи, к которым приникать надо искусственно и заставлять себя это делать, — это просто то, из чего мы черпаем силы для повседневной жизни, чтобы утром проснуться и чтобы ноги пошли в течение дня в нужном направлении. По крайней мере хотелось бы, чтобы так было.

Если о моем личном опыте говорить, то, конечно, в связи с пасхальной тайной перед глазами встают картины, когда моя мама умерла у нас с Верой прямо в руках. Как говорят, «умер на руках», она умерла, когда мы пытались обрабатывать пролежни, и это было событие, которого мы просто не заметили. И вдруг я вижу, не дышит. И больше ничего. Была жизнь и потом, раз, и совершенно незаметно. Не было этих всех знамений, которые в Евангелиях описаны, гром и молния, глас с небес, завеса в храме разорвалась, покойники из гробов повыскакивали и пошли гулять и свидетельствовать о славных делах Божиих, ничего этого не было. И вот первая часть тайны тут видна, а вторая часть – часть воскресения, ее не видно. Не видно, но понятно, что должна быть.

И Библия вся устроена так, что если мы ее с начала до конца или по крайней мере Евангелия прочтем, то просто ощутим, что Воскресение – это то, что должно было быть. Это не просто потому, что христианские авторы, ранние отцы Церкви, этот Ветхий завет перелопатили и переписали таким образом, чтобы он согласовывался с Евангелием. Нет, они как раз сделали очень скромные поправки в нескольких местах. Но когда мы говорим, что писания боговдохновенны, то мы видим, что это литературное наследие иудеев подводит нас к евангельским событиям.

О чем я хотел еще сказать – что на этой реальности Воскресения как проявления Божественной силы и любви построена целая огромная цивилизация, и Евангелие как весть Божия живет по своим законам, а цивилизация человеческая по своим. В каких-то точках они действительно пересекаются, но в очень больших областях между реальностью бытия слабого и грешного человеческого общества и Евангелием – ничего общего нет. Кроме названия. Христианское общество, христианская церковь. Эта церковь может провозглашать очень гуманные и замечательные идеи, переустройство общества, защита слабых и прочее, очень похожие на Евангелие, но это совсем не означает, что дух Евангелия в этих идеях, в этих движениях и каких-то процессах, политизированных и социальных, есть. Дух Евангелия есть только там, где есть люди, которые кладут свою жизнь за этот дух. Таких людей не так много. И они как раз не позволяют Евангелию умереть. Умереть в этом мире. Парадокс печальный, но, может быть, и не печальный, заключается в том, что в исторические периоды, когда христианство оказывается больше вывеской, за которой вершатся другие дела, носителями Евангелия оказываются люди, находящиеся за пределами Церкви. И это такой дурацкий парадокс, потому что они провозглашают борьбу с христианством, и одновременно душа их зовет действовать, идти евангельским путем самопожертвования и милосердия, это трагическая вещь.

Почему я об этом сейчас заговорил, — сейчас в России время, когда христианская весть идет в массы и девальвирует ужасно. И приличные, совестливые, образованные люди стараются держаться подальше от этой церкви, будучи не в силах разделить, где эта организация со своими делами, а где Евангелие через эту организацию пробивается. Гораздо проще и честнее представляется позиция отбросить это всё с брезгливостью, и веровать как-то самим – самим, но честно и бескомпромиссно. И на самом деле эти люди в нашем обществе, — это как бы наш скрытый потенциал, но они к нам никогда не придут, если мы будем болтать, а не свидетельствовать. Если мы будем в этом христианско-комсомольском и партийном гламуре, о котором сегодня на группе говорилось, пребывать, и кичиться и хвастаться как погонами своими посвящениями в священники, в монахи, в девы, в принадлежность к орденам, к элитарным церковным группам, к тем, что мы особенные такие, ничего не получится.

Когда человек живет по-христиански, это жизнь внешне очень невидная, и с таким человеком нужно действительно пуд соли съесть для того, чтобы проникнуть в его мотивацию. Но сейчас такое время, когда просто другого пути нет. Болтать до бесконечности можно о своем истинном христианстве, мусульманстве, иудействе и прочем. И обновление обетов, которое сейчас у нас будет, я рассматриваю просто как обновление или очищение того свидетельства о Евангелии, которое собираются нести те, кто эти обеты подтверждают и дают. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website