Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 8 апреля 2012 — Вербное воскресенье. Вход Господень в Иерусалим (Византийский обряд)

Апрель 24, 2012

Флп 4,4-9; Ин 12,1-18

Праздник входа Иисуса в Иерусалим. Это праздник не ранний. По замыслу тех, кто вводил этот праздник в христианской церкви – это такой эсхатологический праздник, празднование пророчества о том, что Иисус действительно предназначен быть нашим Царем. И вот то, что Он устроил тогда в Иерусалиме, это было такое пророчество действием, которых в Библии много. Этот фрагмент пророчества из пророка Захарии про царя, сидящего на осле, он относится к Мессии. Всем со временем стало понятно, что Иисус это устроил, имея в виду, что Он Мессия, царь-спаситель. Но это преамбула такая.

А вот по сути фрагмента, который мы прочли, для меня очень важна первая часть, когда, по версии Иоанна, Мария помазала Иисусу ноги. Иисус это тоже рассмотрел как пророческое действие, помазание к смерти. Но не это для меня важно, а то, что Иуда сказал вполне правильную вещь. Это масло – миро – смесь дорогих благовоний. Можно было действительно продать его за довольно большие деньги и раздать нищим, и было бы хорошо и справедливо, лучше бы жить было людям на свете. Такая социалистическая идея социальной справедливости. И вот проблема — покойный дон Бернардо, о котором мы прошлый раз вспоминали, с убежденностью говорил об итальянской партии социалистов, которая тогда находилась у власти, что они все воры, проблема в этом. Говорят всё правильно. Сейчас уже мало людей, которые прямо высказывают какие-то человеконенавистнические идеи, сейчас все за социальную справедливость. Но люди не думают о том, что мотивы у них примерно как у Иуды. «Я хочу социальной справедливости для того, чтобы мне досталось побольше». Это первый момент – ему противостоит совершенно безумная логика Иисуса. Нищих всегда имеете с собой, а Меня не всегда. Иисус говорит несправедливую вещь – одно дело эти бедные несчастные люди, другое дело Я. И мне это напоминает пример, когда Иоанн Павел II после ранения восстанавливался, он распорядился для себя построить бассейн в Ватикане. И в итальянской демократической социалистической прессе был шум по этому поводу, что папа проповедует бедность, а сам роскошествует. И Иоанн Павел на это сказал просто, что строительство этого бассейна обойдется вам дешевле, чем выборы нового папы. И тоже это такая логика как бы несправедливая. Но в этой логике как раз нет никакого желания урвать чего-то для себя. Внутреннего вранья нет.

И вот прямо отсюда мы переходим к следующей исторической богословской загадке. Толпы народа, которые встречают Иисуса как знаменитого человека, и приветствуют Его как царя-победителя с этими ветками, через несколько дней кричат Пилату «распни Его» — это те же самые люди. В чем дело? По версии евангелистов виновниками всего этого были священники, саддукеи, фарисеи, в общем, церковные власти, которые, пользуясь, как бы мы сейчас сказали, своим властным ресурсом, надавили на народ и уговорили, что Иисус это обманщик и преступник. И обратите внимание опять, какая современная вещь – когда Иисуса распинали, вот эти два разбойника, которые были вместе с Ним, Варрава и другой, это как раз были люди, ведущие освободительную борьбу. Такие социал-революционеры, которые подняли восстание, убили каких-то представителей римской оккупационной власти, их судили как преступников, но в глазах народа это были герои. Евангелия говорят о том, что это были убийцы, а в газетах у нас про них написали бы, что они герои. Герои, отдавшие жизнь за освобождение народа. И эти события вы видите, они очень современные. Всё как сейчас.

Не хочется злословить про патриарха Московского, но когда он говорит так горячо о единстве русского народа, о единстве русских, украинцев, белорусов и русских людей, в какой бы части света они ни находились, о единстве под знаменами Московской Патриархии, ну ради Бога. Когда он на отвлеченные богословские темы говорит, он говорит идеально верно всё, очень хорошие и глубокие вещи. Когда он говорит о конкретной церковной политике, приходится посмотреть на часы, которые он носил на руке. Это не его проблема, это проблема каждого из нас, проблема того вора, который, по сути дела, в каждом из нас сидит, и поэтому очень легко на нас воздействовать, очень легко нами манипулировать властям, одним властям или другим.

Мы с легкостью принимаем одну точку зрения, становимся по одну сторону церковного или политического фронта, или по другую, и уговорить нас легко. Я по себе сужу, голос Бога во мне есть, моя человеческая природа воспринимает этот голос, я чувствую этот голос. Но он настолько слабый по сравнению с моей испорченной воровской и предательской природой, что мне очень большие усилия приходится прикладывать, чтобы слушать не то, что мне говорят из телевизора или всякие добрые люди, а слушать вот этот голос, который там внутри. Это вечная тайна, загадка, в Библии от сцены грехопадения до страстей Христа. Как справиться с этим. И верующие — у них какая главная проблема – в том, что в церкви на литургии мы ведем себя как одни люди, а за пределами ее как совсем другие люди, по другим законам общения и ориентации в обществе, и всего. Всякое высокое богословие, я в нем не понимаю ничего, но про себя я знаю, что пытаясь поставить крышу на место и услышать Бога, когда мне это очень трудно, лучший способ для меня, — это стараться вспомнить об Иисусе, какой Он человек, и как бы призвать Его. Это помогает. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website