Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 29 апреля — Неделя 3-я по Пасхе (Византийский обряд)

Май 8, 2012

Деян 6,1-7; Мк 15,43-16,8

Мы видим другое лицо Воскресения в сегодняшнем Евангелии — не радость пасхальную, а ужас. Этот страх, в котором женщины пребывают, начиная от смерти Иисуса и потом, когда они, как им показалось, увидели ангела в гробе. В ужасе побежали от гроба, узнав от ангела о Воскресении, и не сказали ничего никому от страха. Очень важная составляющая Воскресения – это действительно тайна могущества Бога, которая внушает страх своей непонятностью.

Сейчас мне хотелось бы больше поговорить об эпизоде, который мы прочли в деяниях Апостолов. Это, на мой взгляд, очень поучительный эпизод – история о том, как в первой Церкви стала возникать собственно церковная иерархия. Началось всё с неладов с эллинами и иудеями, которые жили в разных местах Римской империи. Потом некоторые из них возвращались в Палестину, но они были другими. Эти поселения иудейской диаспоры существовали много веков, сначала в Греции, потом в Римской империи, и они были пропитаны римской культурой, и обычаями, и привычками, и языком. Евангелия и Деяния Апостолов об этом рассказывают мало, — но когда мы читаем речь Стефана на синедрионе, мы видим, как она разительно отличается от безыскусной и корявой речи Петра после Пятидесятницы тоже на синедрионе. У Петра примерно такая же простая и корявая речь, как у меня, а у Стефана очень изысканный язык — видно, что он изучал риторику в гимназии, и с иудейской историей он знаком гораздо лучше, чем Петр. То есть, это был другой слой и, конечно, было какое-то взаимное неприятие, которое вылилось в очень простой вещи. Были вдовы в общинах, которым оказывали помощь из подаяний и того имущества, которое люди отдавали в общину, и оказалось, что этих вдов из диаспоры обделили несколько раз. Ситуация, может быть, представляется нестрашной, но представьте, если бы нам не выплатили пенсию за несколько месяцев, как бы мы кукарекали.

С таких вещей обычно начинаются церковные расколы, и это, собственно, и был такой мини-раскол. В масштабах первых общин это было большое событие, причем раскол, основанный не на разнице в вере, потому что догматики тогда практически не было, а на культурных различиях. И конечно, очень интересно, как первая Церковь выходила из этого положения. Ни о какой иерархии тогда еще не слышали – ни священников, ни пресвитеров, ни епископов еще не было несколько десятилетий. И апостолы были главными авторитетами. Они решили учредить дьяконов. Причем Лука здесь деликатно пишет, как бы замазывает шероховатости, как он вообще это обычно делает в Деяниях Апостолов. Что вот, апостолы рассудили, что им некогда заниматься хозяйством, администрировать, — их дело проповедовать, чудеса совершать. А на деле нет, потому что эти семь дьяконов, которых апостолы рукоположили, как мы видим по Стефану, занимались исключительно проповедью, и смысл этого рукоположения был в другом. Апостолы показали, что эти эллины ничуть не хуже, чем мы, иудео-христиане из Палестины. Поставили и показали, что мы сами ставим эту церковную администрацию, или церковную иерархию для эллинов. Все семь первых дьяконов были эллины, это видно по их греческим именам. Получается так, что это первый ключ для нас к пониманию всех организационных и административных мероприятий, которые проводятся или по крайней мере должны проводиться в Церкви – их цель сохранение внутри Церкви любви. Вера в интеллектуальном выражении, в догматическом, необходима, но для человека вероучение — это способ поддерживать любовь не на чисто эмоциональном или аффективном уровне, а чтобы она была очень крепко укоренена во всех слоях личности человека.

Сейчас с октября папа Бенедикт объявляет «год веры», потому что в октябре будет 50-летие со дня начала Ватиканского собора. Бенедикт издал апостольское обращение по этому поводу и объявляет год веры с октября. Он объясняет в этом тексте, что, по замыслу папы Иоанна XXIII, который начинал этот собор, собор должен был стать выражением веры единой Церкви в совершенно новых условиях, в которых эта Церковь оказалась по сравнению с XIX, XVIII веком, не говоря уже о Средневековье. Условия, когда нет единой христианской культуры, где все ценности, нормы, законы, всё сцементировано на Евангельской вести, христианской вести. Все это новое, относительно недавнее по сравнению с 2-тысячелетним существованием — ситуация в Церкви, в которой мы продолжаем находиться. И этот собор и его документы оказались очень чуднЫми по сравнению с предыдущими Соборами и документами именно потому, что собор пытался принять эту нехристианскую культуру и культуры как реальность, где можно искать хорошие доброкачественные вещи. Последние годы идет большая борьба в КЦ за различные интерпретации Собора, происшедшего 50 лет назад. Радикалы отстаивают правомерность более радикальных перемен в КЦ, основываясь на материалах Собора, консерваторы наоборот. Сейчас опять КЦ оказалась перед тем же выбором, перед необходимостью опять сформулировать единую веру и единую позицию по отношению к происходящему в мире, уже отталкиваясь от документов 2-го Ватиканского Собора. После лета, когда все отдохнете, и лица у вас будут не такие мистические как сейчас, придется нам этим всем заниматься. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website