Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 13 мая 2012 — Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке

Июнь 20, 2012

Деян 11,19-26; 29-30; Ин 4,5-42

Очень большой евангельский фрагмент мы прочли, очень насыщенный. Собственно, всё богословие Таинств по сути дела в нем запрятано. Хотелось бы мне про эту женщину поговорить и попробовать еще раз понять ее. Смысл и плод наших чтений Евангелия и Писания вообще заключается в том, чтобы мы обнаружили как это переносится на нашу жизнь, на то, что происходит с нами и вокруг, то, что называется актуализацией Писания. Не только бы поняли, а ощутили Дух, о котором в этом фрагменте говорится. Дух дает нам силу делать то, что мы поняли.

Вот эта женщина живет не в простом месте, а возле колодца, который еще Иаков, по-видимому, вырыл и пользовался им. То есть, сейчас бы мы назвали это святилищем или мемориальным местом, а для нее это было просто место, где Иаков общался с Богом, Бог давал обещания Иакову, Бог разговаривал с Иаковым. Она думает и чувствует, что Иаков — это мой предок, один из моих отцов, я живу на земле, на которой он жил. И эти личные отношения, которые были у Иакова с Богом, это всё мое, мое наследие. Это с одной стороны. А с другой стороны, такая жизнь, в которой не получается ничего. Пять мужей, о которых Иисус говорил, пять связей, которые у нее были, ни из какой не получился настоящий длительный брак, и она не понимает, в чем дело, по-видимому. Если ее спросить «чего ты хочешь?», наверное, она бы сказала: «хочу нормального мужа, нормального, непьющего, негулящего, приносящего всё в дом, чтобы был дом». И вряд ли она понимает, что ей надо что-то еще. Такая ситуация, когда религиозное сознание отдельно, а жизнь отдельно. И вот Иисус разговором с ней, поведением своим, Он это всё разламывает и соединяет воедино.

Мне сейчас трудно об этом говорить, потому что эти слова, которые евангелист Иоанн вкладывает в уста Иисуса, — это очень важные и правильные слова, но когда их просто так проговоришь, они ничего не значат. Для того, чтобы они вошли и перевернули бы мою жизнь, нужен человек, который говорит эти слова так, что каждое из них весит сто пудов, как сейчас говорят. То есть, он не давит, не эмоционально как-то говорит, а вот я ощущаю, что эти слова — это правда, и правда, которую Бог предназначил специально для меня, для моих ушей, сердца, будущего моего. Именно так этой самарянке и удалось эти слова воспринять. Правильно там Иисус говорит, что поклоняться надо Богу не на этой горе, не на той, а поклоняться в духе, истине, потому что Бог есть дух. Не возразишь ничего, и это очень важный текст, потому что он открывает возможность для общей веры, для людей разных взглядов, разных религий, разных религиозных обрядов и привычек. В духе и истине.

Но важна в этом отрывке и другая вещь. Иисус говорит о себе в беседе с самарянкой как об источнике воды, которая течет в вечность, и мы понимаем, что идет речь о крещении, которое дает человеку доступ к потоку Духа. А дальше в разговоре с учениками Иисус говорит о хлебе, о еде. «Моя пища — творить волю пославшего Меня». И мы понимаем, что тут для нас идет речь о Евхаристии, о сути этой евхаристической пищи. Духовной сути, она дает нам силу творить волю Отца. Крещение и Евхаристия — это главные таинства, которые дают нам возможность пребывать в этой жизни с Богом. Самарянка – я опять повторяю, что Иисус ей говорит правильные вещи, но ничего такого особого, развернутого Он ей не говорил. Но мы видим по описанию, как она меняется. Меняется, идет в город, начинает рассказывать, интересоваться этим человеком, Иисусом. В ней пробуждается интерес к движению Духа, к жизни Духа – этого измерения у нее в жизни до этого начисто не было.

Слушать и чуять эти веяния Духа — это самое сложное и самое интересное, что есть в жизни христианина. Вот, с одной стороны, это такие тонкие глубинные ощущения, которые в совести возникают и как бы в глубине души, такой голос, говорящий нам, что Бог на самом деле хочет. И очень трудно докопаться до этого голоса, и очистить его от поверхностных каких-то представлений о благочестии, о заповедях, и прочее, прочее. Да, с другой стороны, Дух – это то, что снаружи нам показывается через то, что происходит вокруг нас, через движения, которые происходят в человеческом обществе. В семье, в городе, в стране, в человечестве. Видим мы духовное измерение этих вещей, или нет. Про семью мы знаем, а про всё остальное из телевизора. Папа римский — его место является особым не просто потому, что его кардиналы назначили. А потому, что к нему стекается информация от всей католической Церкви, со всех уголков мира. И из этой информации он вылавливает духовную часть, пытается ее ухватить и проанализировать и дать ответ Богу и Церкви. Папские энциклики, это именно такие тексты, с поиском Духа.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website