Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 03 июня — Пятидесятница (Византийский обряд)

Июнь 20, 2012

Деян, 2.1-11; Ин, 7,37-52; 8,12

В сегодняшних чтениях обратил внимание прежде всего на образ воды, живой воды, когда Иисус говорит: «кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой». Я просто вспомнил эпизоды из молодости, когда приходилось мучиться от жажды, это не с перепою, а вот в армии помню, когда на юге были, в степи на точке дают две фляжки воды на день, и хочешь пей, хочешь мойся, и тяжело, в общем. Потом еще вспомнил, как по морю как-то путешествовали, и приходилось на островах собирать пресную воду из луж, чтобы напиться и приготовить что-то. Жизненный опыт жажды и того, как тяжело без воды, у меня есть, и он лег на эти слова Иисуса — кто верует в Меня, у того потекут реки живой воды из груди.

Вторая вещь, о которой я сегодня с утра думал со скорбью, — какое состояние общества, такое состояние и Церкви в нем. Не может быть общество уж такое бесчеловечное, а Церковь человечная, потому что люди те же везде. Кажется, что первая Церковь, о которой мы читаем в Деяниях Апостолов, по гуманности радикально отличалась от окружающего общества. В каких-то принципиальных моментах — да, во взгляде на ценность личности человека. Но в остальном было вполне варварское отношение к больным, к прокаженным, к детям, к незаконнорожденным детям, к одиноким женщинам, к сумасшедшим, и прочее. Не было никакого представления об экологии, о бережном отношении к земле, к окружающей среде, думали, что из нее можно брать, брать, сколько сможешь. И были грубые отношения между людьми. Первая Церковь это восприняла вместе с какими-то языческими обычаями, которые оставались в иудейской культуре, и понемножку это всё пыталась переработать – вещи, которые видела, но очень многого не видела, потому что зеркала нет. Когда все одинаковы, неоткуда взять пример другого.

На сегодняшнее лицо Церкви я тоже смотрю с определенной печалью, потому что эти ценности, которые есть в обществе, и ценности, которые пролезают вовнутрь человека, это стремление быть успешным, приятным в общении, психологически комфортным для других. Стремление к благополучию, презрение к бедности, к бедным. И многие другие вещи, как ксенофобия, стремление с сильными мира сего иметь выгодную дружбу, — всё это так или иначе проникает в Церковь, в устройство Церкви, в отношения. И если в такой маленькой Церкви как наша, мы это мало видим, то в больших церковных образованиях – России, Украине, это всё заметно.

Церковь не была задумана как что-то исключительное для человека. Если попросту говорить, то по замыслу католик – это просто человек. Человек, освобождающийся от греха, в котором проявляется всё больше и больше его простая человеческая природа. Ничего особого, ничего искусственного, наносного не должно быть. Просто человек. Человек, у которого есть нормальные потребности в еде, питье, отдыхе, творческой деятельности, в преодолении трудностей, общении с Богом. И нормальная же человеческая потребность в преодолении греха. Бог помогает нам быть обычными, быть самими собой. Не накручивать на нашу религиозность то, что мы такие особенные, отличаемся от всех остальных, мы особо святые. Придумывать какие-то изощренные молитвы, изощренные обряды, изощренные аскетические формы истязания себя. Бог хочет от нас максимальной простоты, начиная с молитвы и кончая литургическими формами жизни.

Сейчас католическая молодежь в Москве и в Петербурге увлечена римской мессой на латыни, и это соединяется с презрением к простой реформированной мессе, которая читается на человеческом языке, на понятном. Рыцарские романы в голове. И получается, что эта молодежь себе устраивает в Церкви такую интересную жизнь, играет в жизнь, а на самом деле там ничего нет. И потом, наигравшись, они через некоторое время из этой Церкви уходят поиграть еще во что-то.

Вот еще к вопросу о простоте. Я сейчас говорю не о той простоте, которая хуже воровства, а о той, которая помогает личности человека быть целостной, не раздерганной на части. Всё ж таки мы говорим, что у человека основной орган восприятия Бога, Святого Духа – это совесть. В Церкви или за пределами Церкви – неважно, человек один. Мир всё время нас бомбит негативными ложными ценностями, о которых я говорил выше. А на литургии мы открываем Евангелие и тупо читаем простые вещи, очень простые: люби всех, не должно быть исключений, все люди – это люди, все люди имеют одинаковую ценность, даже теща, которая всю жизнь тебе испортила, она тоже имеет такую же ценность, и надо ее любить, и врагов надо любить. Богатство само по себе не плохо, но для человека очень опасно, потому что приводит к безумию. Думай о будущей жизни, потому что жизнь в этом мире проходит очень быстро, и с чем ты останешься, если всю жизнь гонялся за богатством, успехом в этой жизни? С чем ты предстанешь перед Богом? Очень простые вещи, но каждый раз, когда мы выслушиваем их, наша совесть очищается, умывается от этой грязи, которая ее все время стремится завалить. Это процесс, в котором мы нуждаемся непрерывно, это то, что Церковь нам дает. Я сейчас не говорю о чудесах, о том, о сем – о простых очень вещах. Возможность находиться в таком обществе, как Церковь, которая нам открылась, которую нам Бог дал, вот мы сегодня ее и празднуем.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website