Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 4 августа 2012 (латинский обряд)

Август 20, 2012

Иер 26, 11-16. 24; Мф 14, 1-12

Судьба Иеремии и судьба Иоанна Крестителя. Иеремия говорит слова Божии о том, что Иерусалим будет разрушен, и не надо его защищать. Это в военное время приравнивается к предательству. Иоанн Креститель говорит Ироду о том, что нельзя жениться на жене брата — Филиппа. Ирод его сажает в тюрьму за это. Разница только в том, что Иеремию обвиняют священники, потому что их интересы в обороне Иерусалима затронуты больше всего. Если будет захвачен и разрушен храм, священники останутся без работы. У князей и народа видение другое, они понимают, что – ну пойдут они в плен, чего такого. Тем более, что отношения с вавилонским царем не непримиримые. И как потом и получается, плен идет только во благо народу. Местная аристократия и спасает Иеремию из рук священников. А здесь, в евангелии от Матфея, мы видим, что надежда на аристократию небольшая. Аристократия всегда руководствуется собственными законами о чести, и тем, что с 90 года у нас стали называть «жизнью по понятиям», по закону. Такое уголовное выражение прочно вошло в общественную жизнь, показывая, во что общество превратилось. Всегда у общества есть очень большая угроза скатиться в воровскую шайку.

То, что в сегодняшнем отрывке Иеремии повезло, а Иоанну Крестителю не повезло, это просто эпизоды. На самом деле не власть охраняет человека, и не церковь, не церковная власть. А человека охраняет Бог, для которого наличие головы на плечах человеческого тела не является главной ценностью. Богу в этом хитросплетении, в котором развертывается Провидение Божье в истории, как мы видим, часто бывает нужнее, чтобы личность человека дальше действовала за пределами этого мира. За пределами мира она действует по иным условиям. И это такая беда для нас, для понимания нашего. И для библейского понимания Бога такая трудность, что убивает человека дьявол, или по наущению дьявола происходит убийство, но все равно, знание дьявола ограничено, он не способен познать всех хитросплетений и концов человеческих отношений в отличие от Бога, от божественного Провидения. Получается, что дьявол ограничен по определению, он дурак. У него получаются очень хитрые и коварные комбинации, направленные на то, чтобы человека уничтожить и физически, и нравственно, и втоптать его в грязь как личность, обмануть, запугать его, но в основе своей дьявол дурак. И в общем-то именно благодаря этому нам и получается выпутываться из обмана, в который нас дьявол вовлекает, спустя какое-то время, но все равно это становится понятно. Поэтому бояться нужно не отрубленных голов, а бояться лишения мудрости. Эти сильные страсти, которые охватывают, страхи, паника, это то, что лишает мудрости. И этим они страшны.

Вспоминается Игнатий Лойола, которого отмечали несколько дней назад, он начинал духовную жизнь как человек просто забитый чувством вины за прошлую жизнь. За неправильность прошлой жизни. И цель у него была – с группой священников поехать в Иерусалим и там остаток жизни предаваться покаянию и следованию за Христом. Но оказалось, что по мере того, как это покаяние у него действительно совершалось, он и друзья его приобретали все большую общественную активность. Из первой его группы все уехали миссионерами во вновь открытые для европейцев страны, в Индию, Китай, Америку. А сам Игнатий по мере того как приверженцев у него становилось больше, и приверженцев общества Иисуса, и духовных упражнений его метода, он все больше подвергался несправедливым нападкам и со стороны церковных властей, и со стороны светских. Поначалу он эти нападки воспринимал с таким как бы францисканским смирением — чем больше гонят меня как Христа, тем лучше, чем больше страдаю, чем больше несправедливостей на меня обрушивается, тем лучше. Но по мере того как он излечивался от ложного чувства вины и панических проявлений, он все активнее требовал справедливого решения своих вопросов, все чаще обращался в суд, и в конце концов добивался справедливого приговора и возмещения ущерба. Так что на самом деле позиция человека перед лицом зла и перед лицом провидения Божия такая неодномерная. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website