Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 14 октября 2012 — Покров Пресвятой Богородицы (византийский обряд)

Октябрь 20, 2012

2 Кор 11, 31 – 12, 9; Лк 6, 31-36

В этом фрагменте из Послания к Коринфянам святого апостола Павла для меня ключевая фраза: «Господь сказал мне — довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». Сила особая – Евангелие описывает эту силу. Это сила любить врагов. Не тех людей, с которыми можно вступить в контакт, в любой контакт, в эмоциональный, прежде всего. Я к тебе с добром, и ты ко мне с добром. Человеку это исключительно важно, он тогда не чувствует себя одиноким. А любить врагов, это совсем другое. Это получить от Бога силу для одиночества.

Сегодня праздник Покрова – вещи, которые я сказал, к Богородице, конечно, применимы на 100%. Уже из того, как Она изображена в Евангелиях. Собственно, средневековая христианская церковь, в которой было очень развито почитание Марии, ставила Ее как пример для подражания на один уровень с Иисусом. Для подражания добродетелям — характеру, направленности личности, всем этим вещам.

Сам праздник Покрова довольно странноватый по истории своей. Большинство из вас знает, что где-то в середине Х века, когда на Константинополь наседали сарацины и не только они, один известный в городе юродивый увидел такое видение: Богородица с некоторыми апостолами, вот Она молится о городе, о народе, и покрывает его полупрозрачным покрывалом и потом исчезает, уходит, а покрывало оставляет. Это, конечно, такое сильное видение по содержанию. Защита прежде всего от самой страшной опасности, от военной. В Константинополе этот праздник начали праздновать, но греки попраздновали и забыли через какое-то время, а дальше где-то в районе XII века князь Андрей Боголюбский, военный человек, кого-то там победил, и наткнулся на это описание в житии своего покровителя Андрея Юродивого. Для него, как для князя, для человека, имеющего ответственность за народ, это тоже показалось сильным, что есть защита Богородицы, невидимая защита, и вот он приказал этот праздник начать праздновать на Руси. Священноначалие взяло под козырек, и с тех пор в русской православной Церкви, и в украинской, и, по-моему, в болгарской, тоже этот праздник совершается.

Ко 2 Ватиканскому Собору, о котором теперь положено говорить каждый раз, получилось, что народное почитание Богородицы, особенно в крестьянской среде, было очень сильным и превышало почитание Троицы. И на Руси, в частности, праздник Покрова, это был праздник первых заморозков, когда иней покрывал землю, заканчиваются полевые работы и надо залезать в избу и печку топить, другая жизнь. С культом Богородицы это все сильно было связано, и такая же вещь была в латинской Церкви, особенно в самой народной ее части, в латинской Америке. И, собственно, в Испании, Португалии тоже.

На Соборе вообще хотели Богородице, Ее почитанию, посвятить отдельный документ, и хотели там протащить идею, что Богородица является посредницей между Иисусом и верующими в распределении благодати. Это такая благочестивая идея, вполне связанная с медитацией над Благовещением, что Мария получила Святого Духа и вместе с ним благодати настолько, насколько вообще человек может. Ей этого хватило для рождения и воспитания Спасителя. Но Собор не стал с этой идеей связываться, а пошел, на мой взгляд, по более глубокому и нормальному богословскому пути. Для медитации о Марии Собор использовал фрагмент из Евангелия Иоанна, когда на кресте Иисус говорит Иоанну и Марии «Се сын твой, се Матерь твоя». Мысль о том, что Мария родила и была матерью тела Иисуса, а Церковь это мистическое тело, невидимое удивительное духовное и физическое тело Иисуса Христа, поэтому Мария является матерью Церкви. Матерью со всей глубиной этого материнского отношения, связью генетической и всякой другой. Поэтому Собор сделал большой текст, большую конституцию о Церкви – «Свет Народам», и последней главой в этой конституции дал описание материнства Марии для Церкви, как ее Собор понимает. Это, мне кажется, было и правильное, и красивое решение.

Но на этом все не закончилось, потому что не всем казалось достаточным понятие «мать» для того, чтобы хорошо охарактеризовать Марию Богородицу, и появилось новое слово в мариологии — «соискупительница», то есть та, кто участвует в искуплении человечества вместе с Христом. Это определение некую популярность получило в американской Церкви. У папы Иоанна Павла II, по-видимому, молитвенный опыт Марии был очень глубокий, и на деле он Ей посвятил жизнь, но по-богословски у него это не очень аккуратно получалось выразить, он все-таки был не богослов. Он то называл Ее соискупительницей, то не называл, но в принципе сейчас из богословской осторожности предпочитают так не говорить. А вот Мать Церкви и Царица апостолов — это да. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website