Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 21 октября — Неделя 20-я по Пятидесятнице (византийский обряд)

Ноябрь 2, 2012

Гал 1, 11-19; Лк 7,11-16

Евангелие от Луки построено так, что в предыдущей шестой главе Иисус проповедует. У Луки представлено содержание Нагорной проповеди: Иисус говорит о том, как люди дороги Богу, и потому друг с другом нужно обращаться как с дорогими для Бога существами. А потом в седьмой главе показывается, для чего это нужно, к чему это приводит. В этой главе несколько ярких сцен, одна из них — это воскрешение подростка или юноши из Наина. Мертвый поднимается, начинает говорить. Но что говорить о воскресении, если мы не знаем, что такое смерть?

Мы видим эти видимые проявления смерти, разлагается тело. И опыт общения с умершими для нас всегда непривычен, потому что мы видим этих людей во сне, видим по-разному, как-то необычно. Но если в этих снах начать разбираться, оказывается, что мы можем из них узнать новое для себя. То есть общение с мертвыми продолжается в этой форме, и в сновидениях ничего такого экстраординарного нет, это не чудеса, но информации в них содержится очень много, если с вниманием к ним относиться и соотносить сновидения с тем, что происходит наяву. Об этом подробно сейчас говорить возможности нет, я просто веду к тому, что это общение в духе, оно такое удивительное: мы не можем отловить его материальную природу, материального носителя для этого общения, но оно есть.

Я часто в молитвах ропщу и обижаюсь на Христа и на Бога, — на Христа прежде всего, — потому что у меня профессиональная обязанность рассказывать людям про Бога, и не просто про Бога, про Христа, потому что у нас особый специфический путь — подходить к Богу через личность Христа. А откровений я не получаю, откровений такого типа, чтобы видение какое-то или голос или исключительное событие, говорящее «Я – Христос, Я есть воскресение, истина и жизнь, — спокойно можешь идти и передать товарищу». Этого нет. Какие-то знаки есть, которые я вылавливаю. Ставлю себя на место Христа в этой ситуации, и как бы вижу, что таких просителей у него миллионы, и все просят «покажись, покажись, откройся». И вот я в похожем положении иногда оказываюсь, когда люди просят, чтобы я им что-то самое важное объяснил про них, что у них не получается, слово жизни бы дал. И с годами все чаще и чаще я на этих людей смотрю и думаю « тебе уже было все сказано, чего еще нужно тебе? И я скажу в тысячепервый раз, для тебя это не изменит ничего, каким ты был, таким ты и останешься. И этот Божий ответ на твою проблему у тебя изнутри должен вызреть. Тогда ты успокоишься, а сейчас это просто баловство такое».

Идет Синод по новой евангелизации в Риме уже вторую неделю, епископы разговаривают, в основном, жалуются. Информации у меня не очень много, она такая обрывочная, потому что есть общие доклады на Синоде, но много они разговаривают в малых группах. Но похоже, что везде все по-разному. Для Европы — общая жалоба епископов на то, что приходится про Христа говорить людям и целым народам, которым просто неинтересно ни про Христа, ни про Бога, у них и без того дела есть. В других местах по-другому. Епископ наш Верт выступал — у него уже давно, как я заметил, такая линия: проповедовать людям о Христе, начиная с мучеников. С христианских мучеников, в частности мучеников католической Церкви в России, немцев Поволжья. И он говорит, что проповедовать надо очень просто и короткими предложениями, чтобы не перетруждать население. Но не в этом дело. В других краях есть другие проблемы.

Вот для иллюстрации в сегодняшнем листочке мы поместили статью о ситуации в Англии. Это культура, в которой гомосексуализм традиционен. Как они сами про себя говорят: «наш старый добрый английский гомосексуализм» и это особенность культуры, это данность. И эту данность католическая Церковь там не может просто запретить, объявить что этого нет, и тому подобное. Надо как-то с этим жить и нести Евангелие в этих условиях. У покойного кардинала Хьюма, на которого ссылаются в статье, была очень взвешенная пастырская линия: он призывал католиков, горячих на осуждение, обратить внимание на примеры верности и постоянства, которые у этих однополых пар встречаются, и через это от осуждения перейти к покаянию за собственные разрушенные семьи по жестокосердию, по эгоизму, и тому подобное. Статья — не учение Церкви, это такой материал дискуссионный.

Мне очень понравилось выступление одного австралийского епископа. Он примерно так говорит, что людей, у которых есть дар веры, довольно мало. Нам, тем у кого есть этот дар, нужно просто беречь его и радоваться ему, и развивать его, не навязываться тем, у кого этого дара нет. Это не означает, что нужно сидеть и молчать в тряпочку, это скорее означает, что нужно быть собой. Христос не изображает из себя ничего, не изображает из себя чудотворца, мессию. Он есть тот, кто Он есть. Более того, в Евангелиях Он изображен как человек, старающийся сам понять этот дар духа, который у него есть. А вот на Синоде некоторые предложения по части проповеди мне не очень понравились: что про Христа нужно больше рассказывать молодежи, потому что личность Иисуса на подростков производит сильное впечатление. Надо рассказывать, но не поэтому, не потому, что впечатление. Вырастут и все равно уйдут из Церкви, не в этом же дело. Дело в том, что надо взаимодействовать с Христом. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website