Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 октября 2012 — Неделя 21-я по Пятидесятнице (византийский обряд)

Ноябрь 2, 2012

Гал 2, 16-20; Лк 8,5-15

Кто-нибудь видел, какие в Израиле трактора? Этот трактор кривой. Он предназначен для езды по склону горы. Выглядит очень странно, пока не привыкнешь. Это из-за того, что там мало участков с плодородной почвой на равнине, трактора перепахивают склоны гор, на которых уже есть какие-то дороги, тропинки, камни торчат и так далее. Так есть и так было во времена Иисуса, только не было тракторов. Иисус использует знакомый всем слушателям пример для объяснения того, что мы видим в обществе вокруг нас, и что мы видим в самих себе. Главное для меня в этой притче не то, что Иисус говорит «все люди разные» а то, что Бог слово Божье дает всем. И тем, кто готов его услышать, и тем, кто не готов.

Это, конечно, такая странная вещь, потому что в нашем человеческом общении мы прекрасно знаем, что есть такие моменты и такие темы, когда человек нас просто не слышит. Мы говорим, а он пропускает мимо ушей. Или потому что увлечен сейчас другим, или потому что очень болезненный для него вопрос, который не хотелось бы затрагивать. Поэтому такие важные программные для человека вопросы приходится затрагивать только в моменты, когда человек готов услышать. Это моменты, как правило, испытаний, когда человек отчаивается настолько, что уже не надеется на себя, и вот он готов принять действительно любую помощь, любой совет, любую информацию с вниманием. Бывает и другая ситуация, когда человек находится в атмосфере любви, доброжелательности, ему нет необходимости защищаться от окружающих, он знает, что как бы он себя ни повел, его не осудят. И в этой обстановке человек тоже открывается для слушания очень интимных и серьезных вещей, которые, услышав в другой обстановке, он бы фыркнул или замкнулся бы.

Нам приходится выбирать эти моменты, а Иисус, очевидно, описывает свою проповедь, и вот Он говорит об этой почве, о семенах, которые вырастают, а видит в это время перед собой толпу людей. Глядя на лица, на реакции, Он может различить, с кем что происходит. Он видит людей, которые с тупыми уставшими лицами Его слушают и просто ничего не понимают, и мысли их заняты другим. Он видит, наоборот, таких эйфорических, в радостном возбуждении ловящих каждое Его слово людей, и Он понимает, что радость, которой эти люди сейчас отдаются, это возбуждение на самом деле сжигает услышанное слово. И так далее. Но тем не менее, Иисус это все говорит, и единицы оказываются способными это слово не только принять, но и сохранить его, удержать его. На самом деле никогда нельзя о слове Божьем считать, что оно прошло впустую для человека, потому что слово Божье, в отличие от человеческого слова, просто настоящее, это, извините за каламбур, слово в полном смысле слова.

Когда говорим мы, другого человека достигают только те вещи, которые мы действительно говорим от себя, те вещи, которые мы пережили. Потому что тогда совпадает и формальный смысл того, что мы произносим, и эмоции, и тогда мы можем говорить своим существом, а не только умом или голосом. И человек так устроен, что именно такие высказывания на человека действуют. Он их принимает как подлинные, а не как фантазии, какие-то придумки. Подлинное слово, которого, нам, людям, конечно, очень редко удается достичь, такое подлинное слово всегда действует. Иисус в Евангелии эту проповедь, эту притчу говорит, и есть люди, которые просто не чувствуют, какое действие оказывает в них это слово. Они думают, послушал и все, фантазии очередные приятно было послушать. На самом деле это слово проникает и откладывается в человеке. И бывает, что проходят годы, и оно вдруг зазвучит, с такой яркостью, что человеку самому становится страшно.

И на другом полюсе, на другом краю находится слово дьявола, о котором тут говорится, что есть слушающие, к которым потом приходит дьявол и уносит слово из сердца, чтобы они не уверовали и не спаслись. Дьявол тоже действует посредством своего слова. Обычно мы имеем в виду какие-то проклятия, заклинания, но заклинание это просто такая особая форма. Особая форма которая призвана эффективно сманипулировать человеком, как при гипнозе, но важно содержание. То слово, которое говорит дьявол, всегда призвано обмануть человека и тем самым причинить ему вред. На эту тему я не хотел бы сейчас распространяться, просто и во времена Иисуса, и в наше время, мы очень часто сталкиваемся с тем, как церковная проповедь, слово Божье и цитаты из Евангелия используются людьми в пустых и злых целях. Используются просто как маскировка для слова дьявола. Особенно это происходит в нашей стране в последние десятилетия, когда разрешена религиозная проповедь и религия в почете. Нам необходимо смотреть в глубину, в сердце того, кто произносит эти вещи, чтобы понять, какую он имеет цель, добро или зло. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2012

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website