Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 13 января 2013 — Неделя 32-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом (Византийский обряд)

Январь 14, 2013

Гал 1, 11-19; Мф 2, 13-23

Я очень не люблю говорить проповеди с утра, потому что у людей и у меня тоже голова еще спит. И эти слова из Писания, из Посланий, из Евангелия так падают в голову, и в голове для них место приготовлено, и они звучат. Можно тихо сидеть и слушать. А когда священник начинает толкать проповеди, какие-то свои идеи вкручивать, это все только портит. Но придется повкручивать немножко.

Вот эта младенческая история Иисуса для евангелиста Матфея и общины иудео-христиан, которую он представлял, исключительно важна. Мы можем это понять по концентрации пророчеств, которые в таком маленьком фрагменте подобраны из Ветхого Завета к каждому событию из жизни этой семьи. Пророчество Иеремии о воззвании из Египта Сына Божия, потом Иеремия о Рахили, потом о том, что Младенец наречется Назореем, и поэтому они в Назарете поселились. Надо сказать, что современные библеисты видят, что часть этих пророчеств подобрана неправильно и тенденциозно. Но смысл происшедшего от этого хуже не становится. Мысль первых иудеохристиан о том, что люди Ветхого Завета, — те, которые были действительно Божьими людьми, — на самом деле все знали об Иисусе до мелочей. Бог открывал.

Сегодняшний день – это праздник отцов Иисуса: Иосифа, который в этом фрагменте является главным действующим лицом, который семью эту водит и спасает ее, и спасает не просто так, а как Матфей пишет, по откровению, которое Иосиф получал от Бога во сне. Празднуется Давид, главный предок Иосифа по прямой линии, и Иаков брат Господень, он попадает в эту категорию. Все родственники Иисуса, благодаря которым, как хочется сказать, чуть ли не на генетическом уровне Он оказался пригодным к тому, чтобы быть Сыном Божьим. Это такая важная вещь, как вера влияет на гены. Никаких научных данных о том, что бывают или были какие-то чудеса, связанные с изменением поврежденного генетического кода человека, нет. Нет данных о том, что благодать влияет на генетический код. Но то, что благодать влияет на то, каким появляется младенец, на очень сложную генетическую картину зачатия, для меня это несомненно. И тут не нужно быть большим ученым, просто понятно, что люди, которые встречаются в настоящей любви, это не просто случайные носители двух геномов, а люди, которых Бог предназначил друг для друга, в том числе и на этом уровне тоже. Любовь не просто на уровне чувств, она на уровне той судьбы, которая предначертана, к которой Бог призывает. Которой Бог не дает так фатально просто в нагрузку, а Бог всегда призывает человека к лучшей судьбе, призывает родителей, прежде всего, к лучшей судьбе для их детей. Бывают, конечно, случайные генетические болезни у детей, которые как на пустом месте возникают, но чаще всего мы можем отследить и понять. Про Россию я понимаю. Вот эти промышленные города, в которых мне приходилось бывать и наблюдать людей, и слушать исповеди. Там очень быстро, когда с этими людьми разговариваешь, восстанавливается картина: на протяжении нескольких поколений индустриальная среда, загрязненная ядами, портящая здоровье, портящая геном, и пьянство. Пьянство из поколения в поколение. И это все естественно приводит к тому, что некогда такая сильная природа человека, через несколько поколений просто ломается. И эти уроды и люди с нарушениями появляются не как случайность, а как закономерность, косяками.

Сегодня будет в Москве знаменитый марш под хлестким названием «Против подлецов». Против этих бедных законодателей из Думы, у которых в процессе большой политической деятельности все в голове перемешалось, и стали смешивать внешнюю политику с внутренней. Это бывает, заиграться может каждый. Но точно так же, на мой взгляд, все смешано в голове и у этих людей, которые устраивают сегодняшний марш, либералов, прежде всего. У которых ход мыслей такой: мы отдаем в Америку детей с тяжелыми врожденными заболеваниями, на которые тут у нас не выделяется денег для лечения, а в Америке им деньги выделяют, но при одном условии, что эти дети вырастают в американской семье, как усыновленные дети, и становятся американскими гражданами. Понятно, что для детей чаще всего это лучше, чем умереть от болезни или, если у них со здоровьем получше, воспитываться в семьях алкоголиков. Но семья же не предназначена для лечения, семья – это же не больница. Семья предназначена для того, чтобы вырастить человека, передав ему и материальную, и духовную, прежде всего, культуру народа. Те настоящие духовные ценности, которые были накоплены веками. Иллюстрацию к этому мы видим в сегодняшнем Евангелии – вот для чего семья. Через Иосифа, через родственников, через мать Марию Иисусу были переданы те культурные духовные ценности иудейского народа, народа Божия, которые позволили Иисусу реализовать его богочеловеческие задатки. Вопрос идет об изгнании греха, об изгнании зла из общества. И Америка тут ни при чем – сегодня у них есть деньги, они дают деньги на лечение детей, завтра у них этих денег не будет. Не в этом дело. Вопрос, в общем, в каждом из нас. Мне приходилось неоднократно иметь дело с пристраиванием таких детей, и больных, и испорченных воспитанием. Я прекрасно знаю, что никогда нельзя построить систему государственную или какую-то еще, церковную или коммерческую, которая бы из этого человека сделала человека. Всегда это дело случая. Дело провидения. Когда находятся такие достойные люди, которые готовы принести в жертву свою карьеру, семейный комфорт, отдать любовь для этого конкретного маленького человека. Эти люди могут быть и богатыми, и бедными. Могут и получать помощь от государства или не получать. Но если таких людей нет, передача любви и тайны любви, искусства любви, вот этому ребенку просто не происходит, получается ерунда. Вот все, чем я имел вас с утра загрузить. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website