Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 2 марта 2013 — суббота 2 недели Великого Поста (латинский обряд)

Март 5, 2013

Чтения

Первое чтение, как обычно, посвящено отношениям Бога не с отдельным человеком, но со Своим народом. Преимущество малых народов в том, что они получают возможность приобрести особую мудрость – мудрость политической слабости. Великие государства рассчитывают исключительно на свою силу. Это пафос мобилизации масс на великие свершения с барабанами, литаврами и заградительными отрядами.
Мудрость слабости заключается в жизни по совести, избегая гордых демонстраций собственной правоты. Примерно так Иисус говорит о милости: чтобы левая рука не знала, что творит правая.

Эта позиция дает мудрость ждать, пока Провидение само не организует события таким образом, что силы политического зла, которые невозможно побороть прямым насилием, сами иссякнут и падут. Только не надо такую ситуацию путать со свободой. Подобную ошибку сделала вся Европа четверть века назад. На деле это всего лишь шанс реализовать свободу и достоинство порабощенных. Чтобы использовать его нужно покаяние.

Об этом притча, рассказанная Иисусом и обработанная евангелистом Лукой. Младший сын ощущает себя порабощенным в доме Отца. Он стремится на свободу, так сказать, восстановить поруганное достоинство. «У всех есть, у меня одного нет» — мораль примерно такая.

Что произошло с этим парнем? Он всегда был уверен, что уж он-то достоин лучшей участи. Он-то в порядке, это Отец его недостоин называться Отцом. Это было глубоким убеждением, на котором младший сын строил свою жизнь. Удивительно, что материальный крах разрушил именно это убеждение. Многих это ведь только озлобляет и укрепляет в ненависти к благодетелям. На таких героях был построен революционный пафос в СССР, да и сейчас он никуда не делся, только поменял адресаты. Это кстати и есть искушение справедливостью. Обманщик дьявол использует чувство справедливости для того, чтобы человек оказался во власти ненависти.

Для меня изменение сознания младшего сына – показатель того, что сам Бог оживил в нем любовь к Отцу. Тут и вызрело в нем обратное «Я недостоин называться Твоим сыном». Парадокс, да? В этот момент он и стал достойным. Отец только подтвердил эту метаморфозу.

Мудрость слабого, конечно, не означает пассивного пережидания, это мудрость принятия достойной борьбы и страданий. Хотя выражение «достойная борьба» в этом мире выглядит оксюмороном. Будешь следить за достоинством, скорее всего, проиграешь. Так и есть. Только такой проигрыш потом обернется выигрышем в грядущей жизни мира и вечности.

Конечно, то, что происходит в притче о блудном сыне, не может происходить в существующем мире. Возвращение блудного – это только начало его реабилитации. Он уже познал, как неправильно жить, но еще не научился жить правильно. В нем имеется только росток новой жизни. Дальше все будет зависеть от того, как поведет себя его окружение – отец и старший брат. На старшего брата надежды маловато. Он будет все время попрекать и отца и младшего брата. Недаром Иисус у Луки рассказывает эту притчу фарисеям и книжникам, в ответ на их упреки в общении с грешниками. Иисус как бы хочет открыть этим добрым, но гордым людям, смысл человеческого достоинства. То, что в любой момент любому грешнику Бог может дать благодать покаяния и любви. Тогда откроются глаза.

Наш бывший Папа недавно сказал (мой парафраз усиливает его мысль), что достоинство человека коренится в сознании того, что окружающие влияют на него как личность и в то же время они как личности зависят от него. Полагаю, для будущего понтифика самым главным и трудным будет воплощать этот принцип во множестве его частных преломлениях. Трудно чистить конюшни во время кавалерийской атаки.

Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website