Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10 марта 2013 — Неделя о Страшном Суде (византийский обряд)

Март 26, 2013

1 Кор 8,8-9,2; Мф 25,31-46

Образы овец (или овнов – мужской род) и козлов часто используются в Библии. Иудеи сроднились с этими животными еще, когда вели кочевой образ жизни. Стада сопровождали кочующее племя. В Библии овцы обычно упоминаются как символ смирения и послушания. Козлы – наоборот. Их подвижность и ловкость иногда вызывает восхищение, однако, в сравнении с овцами на первый план выходит упрямство козлов. Кажется, в Палестине было принято пасти смешанные стада. Однако на ночь их приходилось разделять. Козы хуже переносят холод, поэтому ночью их содержали в помещении. Овцы же, со своей естественной шубой, могли ночевать на воздухе.

Возможно, Иисус использует эти образы для того, чтобы показать, насколько в человеческом обществе перемешаны добрые и недобрые люди. Всех их ведет один пастух в едином стаде – истории человечества. Добрые поступки – это проявления доброго отношения. Нет отношения, не будет и поступков. Те, что перечисляются в притче, представляют собой простые акты заботы о человеке в беде, в нужде. В этом смысле притча элементарно проста. И в тюрьмах во все времена сидели люди и справедливо и несправедливо посаженные.

Главное в этой притче, однако, в другом. Иисус называет себя небесным царем – Сыном Человеческим из книги пророка Даниила. Он утверждает, что любое человеческое отношение представляет собой отношение к Нему, к Иисусу Христу. Он высказывает это не как поэтическое сравнение, но как факт реального устройства космоса.

Нередко люди отождествляют отношение с чувствами. Испытываешь чувство приязни, значит, любишь. Чувствуешь отвращение, значит, ненавидишь. В искусстве – литературе, драматургии много места уделяется игре человеческих чувств, взаимодействию чувств. Чувства окрашивают отношения подобно тому, как яркая одежда украшает человеческое тело.

Однако та связь, о которой говорит Иисус, находится за пределами поверхностных эмоций. Она представляет собой любовь, которая по выражению евангелиста Иоанна ЕСТЬ Бог. Иногда мы получаем от Него дар чувствовать эту любовь, но часто – нет. Часто мы просто вынуждены пользоваться рассудочным знанием о ней. Тем образом Бога-Любви, который сложился у нас как образ Иисуса. В тех отношениях, которые у Него существуют: с небесным Отцом, со своей Матерью, со множеством учеников. Отношения взаимности, возможно, недопонимания, но стремления друг к другу. И отношения, лишенные взаимности – со многими благополучными иудеями, законниками и представителями иудейского официоза.

Все же хочется сказать, что Иисус как-то чувствует эту связь с каждым человеком. Того же и нам желает. Рискну обозначить это чувствование как «чувство Церкви», открытость веянию Святого Духа.
Здесь совершенно не важно, насколько человек образован, обеспечен, здоров, красив. Насколько благополучно у него складывается жизнь. Чтобы отвечать Богу любовью на Его любовь, ничего этого не нужно. Другое дело, чтобы совершить дело милосердия для других людей, кроме любви, надо иметь определенные ресурсы – силы, умения, власть.

Собственно это вводит нас в нынешнюю ситуацию, когда католическая Церковь ищет, какого руководителя ей намеревается дать Всевышний. Период «междуцарствия» всегда очень важен. В миру это бывает временем отчаянной борьбы за власть между группировками и выливания ушатов грязи. В католической Церкви это, как мы видим, тоже есть – она часть этого мира. Но есть и другое – столь же отчаянное размышление над тем, что есть Церковь? Как увидеть Иисуса Христа в сложных коллизиях видимой нам реальности и двинуться Ему навстречу?

Новому Папе потребуется очень широкий кругозор и внутренняя свобода. Как ни наивно звучит, главные проблемы нынешней католической Церкви связаны со знанием устройства человеческой личности, антропологией. Где границы человеческой свободы? Как я могу распорядиться своей сексуальностью? Когда возможно прервать жизнь, дарованную Богом? Что человеку следует принимать в чужой религии, что отвергать? Где допустимая граница физического и психологического насилия надо мной и другими?

Как человеку жить с тем, что наука делает устройство мира все запутаннее, а Бог становится все менее познаваемым? Какова реальность, располагающаяся между моим внешним физическим телом и бессмертным духом – реальность астральных «ангельских» и «бесовских» сил? В чем суть человеческой молитвы? И так далее…

От ответа на эти вопросы зависит решение множества проблем Церкви и мира. Вопросы политики и экономики, религиозного и культурного диалога. Поиски корней сексуальных скандалов в католической Церкви. Вопросы не то чтобы привлекательности, но жизненной необходимости Церкви для самых разных людей, молодежи и людей активного возраста.

Папа – слуга Церкви, он обязан помогать ей во всем. Не стоит ожидать, что новый Папа решит все проблемы. На первое время достаточно того, что он не будет их замалчивать. Хорошим примером здесь может быть Папа Иоанн XXIII, который начал второй Ватиканский собор. Он был далеко не самым образованным из тогдашних кардиналов. Однако он был удивительно цельным и здравомыслящим человеком, несмотря на довольно потрепанное здоровье. Он не боялся ставить неудобные вопросы, верил в водительство Святого Духа. Имел мужество разрушать шаблонное мышление, устоявшиеся представления у «князей Церкви».
Будем верить и мы. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website