Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 17 марта 2013 — Воспоминание Адамова изгнания (Византийский обряд)

Март 26, 2013

Рим 13,11-14,4; Мф 6,14-21

Нагорная проповедь, отрывок из которой мы сегодня услышали, для меня стоит в центре Евангелия от Матфея. Это как бы новый Закон с большой буквы, новая Тора для христиан. Это законы, оживотворенные в человеческом сердце силой божественной любви. Это поведение человека, которому сам Бог проник в сердце. Такому человеку нечего оглядываться на других, он чувствует и делает ровно то, что нужно Всевышнему. Нагорная проповедь является и декларацией христианской бедности. Так приятно, что новый Папа, будучи епископом, жил как обычный, бедный человек. Приятно, что он по-видимому настоящий монах. Это обнадеживает. Очень приятно, что он с самого начала стал нарушать Папский протокол и обратился к верующим Рима прежде, чем к коллегии кардиналов. Это проявление позиции нового Папы. Подобным образом вел себя и великий Папа Иоанн XXIII, собравший второй Ватиканский собор.

В двадцатом веке произошло сильная поляризация католической Церкви Латинской Америки. Церковь разделилась по имущественному признаку. Правый, состоятельный католицизм окормляли организации типа Опус Деи. С бедной католической массой стали заниматься иезуиты. Иезуиты нового поколения Латинской Америки, может быть, не так образованы, как их европейские собратья, но они способны разделять настоящую бедность и защищать человеческое достоинство бедняков. Новый Папа Франциск принадлежит к старшему поколению иезуитов. Его формация прошла в середине прошлого века, когда иезуиты считались опорой Святого Престола, элитарным орденом. Однако уже в 70х годах орден стал ориентироваться на общественное служение, борьбу за справедливость в мире.

Сам Игнатий Лойола, основатель ордена, поначалу был склонен принимать несправедливые нападки противников в духе непротивления. Однако позже он осознал, что Богу угодно достижение справедливости с использованием всех законных средств. Он начал судиться и постепенно стал выигрывать судебные процессы против клеветников и притеснителей. Кстати, оказавшись в Москве в 1990х годах, иезуиты также выиграли несколько судебных дел. С тех пор провокаторы стали опасаться их трогать.

В нашей печати уже разрекламирована близость Папы Франциска к украинским греко-католикам Аргентины. Не стоит предаваться особым мечтаниям на этот счет. Оказавшись на папском Престоле, он вынужден будет учитывать все нюансы в отношениях с православными Церквями. Ватикан не только Церковь, но и крупный международный дипломат.

Когда нынешнего Папу назначили кардиналом, ему пришлось работать сразу в нескольких министерствах Ватикана – конгрегациях римской курии. По таинствам, по делам духовенства, монашества и т.д. Все это внутрицерковные вопросы, которые требуют глубокой воцерковленности. Вероятно, он мало сведущ во внешнецерковных делах за пределами Аргентины.

Тут приходит на ум пример самого Франциска Ассизского, который отправлялся с дипломатическим визитом к арабскому султану и своей горячей проповедью об освобождении Иерусалима ничего не достиг.
Дело, однако, не в этом. Божественное Провидение ведет Церковь своим путем. Самый главный вопрос, который сегодня стоит перед христианством – может ли Церковь жить полуправдой? Быть частично Христовой, а частично – имитацией Церкви. Несомненно, вследствие греха в постройке Церкви есть пустоты. В какие-то исторические эпохи они бывают больше, в какие-то – меньше. Но жить полуправдой – это другое, это абсолютно несовместимо с путем креста.

Когда журналисты толкуют о кризисе католической Церкви, они видят кризис своими политизированными глазами. Знаменитые сексуальные скандалы ведь имеют и другую сторону. Миряне перестали рабски бояться духовенства. Они не считают больше, что это грех жаловаться на Церковь светским властям и судиться с ней, добиваясь справедливости. Они поняли, что достоинство личности стоит дорого.

В самой Церкви становится меньше страха. Это важно, чтобы страх был перед Богом, а не перед людьми. Меньше человеческого страха, тогда, даст Бог и лицемерия станет поменьше. Вот чего, прежде всего я ожидаю от нынешнего Папы Франциска. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website