Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 апреля 2013 — Вербное воскресенье (византийский обряд)

Май 6, 2013

Флп 4,4-9; Ин 12,1-18

Литургическая Страстная неделя начинается хорошо. В Евангелии от Иоанна Иисус воскресил Лазаря, многие иудеи уверовали в Него как в Мессию и устроили Ему праздничный въезд в город.
Но в целом обстановка тревожная. Мария уже помазала Иисусу ноги маслом, которым мазали умерших. Первосвященники уже постановили убить Иисуса, Иуда готовится к предательству. Сам Иисус оценивает ужин в Вифании как свое погребение.

Для христиан первых веков, да и в дальнейшем, важен был вопрос – почему Бог выбрал воплотиться среди иудеев и почему они же Его и отвергли? С легкой руки евангелистов предатель Иуда со временем стал в христианском мире как бы образцом еврея, предателем из жадности. В средневековой Европе сатанинскую жадность стали проектировать на всю еврейскую нацию, рассеянную по странам континента. Бытовой антисемитизм подпитывался неверным богословием.В действительности, если отбросить эмоциональную сторону евангельского изложения, то иудейские власти лишь устроили предварительное расследование деятельности Иисуса из Назарета. Вынесение решения о пытке бичеванием и смертного приговора принадлежало римским властям. Исполняли решения солдаты римской императорской армии.

В самих евангельских текстах мы видим среди учеников и поверивших в Него, как иудеев и самарян, так и римских чиновников и офицеров. Тех, чья вера оказалась стойкой, было ничтожное меньшинство. На это указывает пример самого апостола Петра. Это очень серьезное предостережение для нас, современных людей.

Последние дни Иисуса на земле, Его воскресение, вознесение и послание Святого Духа настолько необычны, что в богословии их обозначают единым понятием Пасхальной тайны. Начнем с того, что начиная с последней, Тайной, вечери, Иисус уже не совершает ни одного, уже привычного для публики, чуда. Он уже сделал все, что можно было сделать для учеников, оставаясь таким, каким Он был. Чтобы сделать больше, нужно было измениться Самому.

Евангельские события, связанные с умерщвлением Иисуса Христа, принято понимать как некоторое жертвоприношение. Между тем ни в Евангелиях, ни в Деяниях Апостолов не говорится об этом буквально. В синоптических Евангелиях приводится фраза, приписываемая Иисусу: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф 20, 28 и Мк 10, 45). Библеисты видят здесь намек на описание мученичества за грехи других, приведенное прежде всего в книге пророка Исайи (53, 3-4). Своим главным Искупителем иудеи видели Ягве, освобождение из египетского плена они сравнивали с выкупом пленных.

А в Евангелии от Иоанна Иисус говорит ученикам просто: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее» (10, 17-18).

Лишь в сравнительно поздних посланиях апостола Павла появляется идея храмовой жертвы.

«Потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его» (Рм 3, 23-26).

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5, 21).

В Пятикнижии приводятся установления, касающиеся разных типов жертвоприношений. В некоторых случаях жертва сжигается на жертвеннике полностью, в других она разделяется с жертвователями. Есть частные жертвы, есть литургические жертвы, приносимые за весь народ. Во всех случаях, тем не менее, жертва служит снятию препятствий перед получением благоволения Ягве, Его даров, прощению нанесенных ему обид. Жертва умилостивления или повинности – приносилась за грех или преступление.Богу отдавалось лучшее – первенцы, первые плоды, начатки Его благословений.

Необходимо прочувствовать внутреннюю логику принесения Богу жертвы. Отдать то, чего человек так желал, в чем нуждался – в надежде, что Всевышний примет это. Жертва в отношениях с Ягве радикально отличалась от языческих жертвоприношений. Там подразумевалось, что божества как бы питаются жизнью жертв, что эти жертвы им необходимы для существования. Бог иудеев, Творец всего, не нуждается ни в чем. «Милости хочу, а не жертвы» (Ос 6, 6), знания сущности Бога как Любви.

Ритуал принесения в жертву людей, особенно детей, существует по сей день. В Африке ежегодно совершаются ритуальные убийства сотен детей. Они являются частью бизнес-плана местных предпринимателей – чтобы проект вышел удачным. В Израиле существовал запрет на человеческие жертвоприношения, распространенные у окружающих народов. Поэтому, когда христианские богословы размышляли о смерти Христа как о жертве, им было ясно, что это как бы сверхжертва, по своим последствиям превышающая все мыслимые жертвы. Богословие спасения в христианстве долго развивалось как богословие искупительной жертвы Христа. Нередко этот подход лишь затемнял суть Пасхальной тайны. Были схоластические богословы, которые рассматривали эту жертву механистически как некий торг с Богом, в котором в копилку искупления вкладывались и мучения от ударов плетьми, полученных Христом от римских солдат, и его страдания и смерть на кресте.

В Евангелии от Иоанна яснее всего проявляется мотив происшедшего – Иисусом движет верность и любовь к Отцу и братьям. Любовь Иисуса к Отцу не теоретическая, не любовь к воображаемому предмету. Она базируется на знании. Как это ни неприятно для нас, приходится признать, что еще на земле Иисус знал Отца не так как мы. Мы познаем Бога через тягостный многолетний опыт взаимодействия с окружающей реальностью. Мы учимся разделять действия Бога и искушения дьявола. Учимся молиться Святому Духу и следовать защите Ангела-хранителя. Наконец, мы получаем отдельные озарения от Всевышнего, которые питают нашу веру.

Конечно, Иисус развивался с годами в осознании Себя и Своей миссии. Но все же приходится признать, что у Иисуса с самого начала было не так как у нас. Хотя некоторое сходство искать можно. Мы можем обнаружить в себе первичную интуицию Бога. То, что в глубине души мы знали и чувствовали всегда. А вот вера в Христа – вторична. Она приобретается как знание, полученное от других и лишь постепенно срастается с исходной интуицией Бога, превращается в троичную веру.

Повторю, что невозможно делить на части событие Пасхальной тайны. Страдания-смерть-воскресение-послание Духа – все это фрагменты одного акта спасения человеческой природы, индивидуальной и общественной, через личность Иисуса Христа. Чтобы расширить свое присутствие в мире, связь с ним, Иисусу пришлось пережить умирание. Мне кажется, не точно было бы сказать, что видимым результатом этого стала Церковь. Результат больше невидим, чем видим. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website