Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 7 июля 2013 — Рождество Иоанна Крестителя

Июль 8, 2013

Рим, 13, 11 — 14, 4; Лк, 1, 1-25, 57-68, 76, 80

В сегодняшний праздник первое чтение из послания к Римлянам подобрано таким образом, что оно будто воспроизводит проповедь Иоанна Крестителя, но уже в христианском ключе. Вы помните, что проповедь Иоанна Крестителя в Евангелии довольно зловещая, и я бы ее выразил одним словом: «Ну что, доигрались?» Он говорил о том, что все испорчено, что вы являетесь частью испорченного мира, этот мир не имеет продолжения, и Бог его просто сметет и создаст новый мир. Близится ночь. В послании апостол Павел уже пишет, что ночь прошла, а день приблизился. Говорят, конечно, что история не имеет сослагательного наклонения. Но самый страшный для человечества и творения момент, когда Бог мог не принять жертву Иисуса, прошел, жертва принята. И для апостола Павла это означает, что прошла ночь, самый страшный момент суда над творением прошел. Творение может быть оздоровлено.

Пару дней назад была опубликована первая энциклика Папы Франциска, — на самом деле это последняя энциклика предыдущего Папы, из цикла, который он задумал о трех христианских добродетелях: Надежде, Любви и Вере. О вере – последняя энциклика, которая далась ему с наибольшим трудом, и которую он не мог дописать, оставаясь Папой. Правильно все написано, как в катехизисе, оригинального ничего нет. Это просто повторение того учения, которое Ратцингер развивал вместе с поздним Иоанном Павлом II о разумности веры, о вере и истине, о том, что вера через истину сопряжена со справедливостью, жизнь по вере — это залог справедливых общественных отношений нравственное измерение мира. И вот проповедь Иоанна Крестителя, как Евангелие ее дает, была как раз ориентированной на справедливость. Он как бы обращался к торговцам, к солдатам: «не пользуйтесь своим служебным положением, не берите больше чем надо, не обижайте людей». Через таких людей, как Иоанн Креститель, осуществляется установление подлинной справедливости в мире. Но, к сожалению, таких людей мало, борцов за справедливость вообще мало, а людей, способных бороться за справедливость, которая проистекает из Божьей истины, совсем мало.

Я вчера разговаривал с одним социологом, он приехал ненадолго в Россию, и вот он все говорил о Пусси Райот, о девчонках – какой, значит, они совершили замечательный пророческий жест, аналогичный тому, как Иисус изгонял торговцев из храма. Но, на мой взгляд, аналогии абсолютно никакой нет. Потому что Иисус не влезал в святое святых в храме, в центральное помещение. Он изгонял торговцев от входа во внутреннюю часть, где приносились жертвы. Если бы у этих девчонок какое-то чувство сакрального вообще было, они должны были бы разбивать машины в гараже под храмом, в цокольном помещении, — тогда была бы хоть какая-то аналогия с действиями Иисуса. А так – протест против несправедливости есть, но он, по большому счету, с ложной духовностью.

Вчера или позавчера я слушал по радио запись речи Навального на суде, это было последнее слово обвиняемого, и он говорил вроде бы совершенно правильные вещи, что вот в России 80% национального достояния сосредоточены в руках примерно 1% населения. Каждый из этого 1 процента примерно в тысячу раз богаче любого человека в России. Конечно, это несправедливо, но он об этом говорил с большой личной злобой по отношению к этим людям и давал им всякие оскорбительные клички. Иисус действительно и сердился в храме, и ругался в храме, но когда наступило время Его мученичества, Голгофа, то что Он говорит? «Боже, прости им, ибо не ведают что творят» — это совсем другая позиция. Позиция, когда истина о Божьем мире, о планах бытия которые превышают здешние мелкие и крупные несправедливости, знание этих божественных планов позволяет простить обидчика. Это то знание, из которого растут ноги у христианской любви.

Есть высказывания Иисуса, относящиеся как бы к бесполезной проповеди, «не мечите бисер свиньям». Нельзя проповедовать человеку, который не настроен тебя слушать: не просто не готов, а активно противодействует. Борьба за справедливость в мире, в христианской перспективе, это тоже проповедь, — это то, что прежде всего готовит людей к принятию истины, и делать это с ненавистью невозможно. Я думаю, что при нынешнем Папе с его особо пристальным интересом к проблеме бедных в мире, к проблемам справедливости, эта тема будет развиваться и углубляться в католической Церкви. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website