Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Обращение Святейшего Отца Франциска к участникам церковного конвента Римской епархии

Июль 8, 2013

Зал Павла VI, Понедельник, 17 июня 2013

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова»

Добрый вечер всем, дорогие братья и сестры!

Апостол Павел закончил этот отрывок из своего послания к нашим предшественникам такими словами: «ибо вы не под законом, но под благодатью». Такова и наша жизнь: идти под благодатью, ибо Господь захотел нам добра, захотел нас спасти и простить. Господь сделал для нас все – и это благодать, Божия благодать. Мы идем по дороге под Божией благодатью, ниспосланной нам в Иисусе Христе, нашем Спасителе. Тем самым перед нами раскрываются огромные горизонты, и это радость для нас. «Вы не под законом, но под благодатью». Но что означают слова «жить под благодатью»? Мы попробуем объяснить, что, собственно, значит «жить под благодатью». Это наша радость, наша свобода. Мы свободны. Почему? Потому что мы живем под благодатью. Мы уже не рабы Закона: мы свободны, потому что Иисус Христос нас освободил, дал нам свободу, полную свободу детей Божьих, которые живут под благодатью. Это наше сокровище. Я постараюсь немного разъяснить столь прекрасную, столь великую тайну: жить под благодатью.

В этом году вы очень много работали над Крещением и также над обновлением после-крещального пастырства. Крещение — это выход «из-под Закона» к состоянию «под благодатью», это революция. В истории известно много революционеров, очень много. Но никто не нашел в себе силы на такую революцию, которую нам принес Иисус: революцию, способную изменить ход истории, революцию, которая из глубины меняет сердце человека. Исторические революции изменяли политическую и экономическую систему, но ни одна из них не смогла на самом деле изменить сердце человека. Истинная революция, радикально преображающая жизнь, была совершена Иисусом Христом через Его Воскресение: Крест и Воскресение. Но подумаем вот о чем: это самое великое изменение в человеческой истории, это истинная революция, а мы – революционерки и революционеры этой революции, ведь мы идем по пути, проложенному этим величайшим изменением в истории человечества. Христианин, если он не революционер в наше время, — не христианин! Он должен быть революционером через благодать! Именно благодать, которую Отец дал нам через распятого Иисуса Христа, умершего и воскресшего, делает из нас революционеров, ибо – и я снова цитирую Бенедикта – «это величайшее изменение в истории человечества». Ибо оно изменяет наше сердце. Пророк Иезекииль говорил: «И возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное». Именно таков опыт, которым живет апостол Павел: встретив Иисуса на пути в Дамаск, он радикально меняет перспективу своей жизни и получает Крещение. Бог преображает его сердце! Но подумайте: гонитель, тот, который преследовал Церковь и христиан, становится святым, христианином до мозга костей, то есть, настоящим христианином! Прежде – жестокий гонитель, теперь становится апостолом, мужественным свидетелем Иисуса Христа, до такой степени, что не боится принять мученичество. Этот Савл, который хотел убивать, стал возвещать Евангелие, и в конце отдал свою жизнь за возвещение Благой Вести. Вот истинное изменение, величайшее изменение, о котором говорил Папа Бенедикт. У тебя изменяется сердце, из грешника – мы все грешники – ты становишься святым. Кто из нас не грешник? Если есть здесь такой, пусть поднимет руку! Мы все грешники, все! Мы все грешники! Но благодать Иисуса Христа спасает нас от греха: нас спасает! Если мы принимаем благодать Иисуса Христа, Он изменяет наше сердце и делает нас из грешников – святыми. Чтобы стать святыми, не нужно закатывать глаза и возводить их к небу, или строить мину как на благочестивой картинке! Нет, нет, ничего этого не нужно! Только одно необходимо, чтобы стать святыми: принимать благодать, которую Отец дает нам в Иисусе Христе. И вот, эта благодать изменяет наше сердце. Мы по-прежнему остаемся грешниками, ибо мы все слабы, но мы имеем благодать, позволяющую нам ощутить, что Господь добр, что Господь милосерден, что Господь нас ждет, что Господь нас прощает, -это великая благодать, которая изменяет наше сердце.

И, как говорил пророк Иезекииль, Бог возьмет из плоти нашей сердце каменное, и даст нам сердце плотяное. Что же это значит? Сердце, которое любит, сердце, которое страдает, сердце, которое радуется с другими, сердце, преисполненное нежностью к тем, кто, израненный этой жизнью, ощущает себя на обочине общества. Любовь – это самая великая сила преображения реальности, ибо она разрушает стены эгоизма и засыпает рвы, отделяющие одних людей от других. Это любовь, которая исходит от измененного сердца, от некогда каменного сердца, которое превратилось в сердце из плоти, в человеческое сердце. Это делает благодать, благодать Иисуса Христа, которую все мы получили. Кто-нибудь из вас знает, сколько стоит благодать? Где продается благодать? Где я могу купить себе благодати? Никто не может дать ответ на эти вопросы: ответа нет. Пойду в секретариат епархии, может быть вы мне там продадите немного благодати? Какой священник ее продает, благодать эту? Послушайте хорошенько: благодать не продается и не покупается, это дар Бога в Иисусе Христе. Иисус Христос дает нам благодать. Он единственный, кто дает благодать. Это дар: Он предлагает его нам, именно нам. Примем же этот дар. И увидим, что это хорошо. Любовь Иисуса такова: Он дает нам благодать даром, совсем даром. А мы должны передать ее братьям, сестрам, — тоже даром. Грустно становится, когда встречаешь кого-то, кто продает благодать: в истории Церкви несколько раз это случалось, и причинило очень много зла, большого зла. Но благодать нельзя продавать: даром получил, и даром отдавай. Такова благодать Иисуса Христа.

Среди стольких страданий и стольких проблем здесь, в Риме, есть люди, которые живут без надежды. Каждый из нас может в тишине поразмышлять о людях, которые живут без надежды и погружены в глубокую печаль, из которой стремятся выйти, пытаясь найти счастье в алкоголе, наркотиках, азартных играх, деньгах, необузданной сексуальности… Есть и такие, кто еще более разочарован и иногда пытается выплеснуть свою ярость в насилии, недостойном человека. Сколько грустных людей, сколько вокруг грустных людей, живущих без надежды! Подумайте о многих молодых людях, которые, испытав того и другого, не находят в жизни смысла и решают покончить с собой, видя в этом единственный выход. Вы знаете, сколько самоубийств сейчас среди молодежи в мире? Цифра очень высока! Почему? У них нет надежды. Они испробовали многие средства и общество, которое жестоко – да, оно жестоко! – не может дать им надежды. Надежда – это как благодать: ее нельзя купить, это дар Божий. И мы должны давать христианскую надежду нашим свидетельством, нашей свободой, нашей радостью. Дар, который дает нам Бог – дар благодати, дающей надежду. Мы – те, у кого есть радость знать, что мы не сироты, что у нас есть Отец, — как мы можем быть равнодушны к этому городу, который просит у нас, иногда даже не сознавая и не понимая этого, просит у нас надежду, чтобы смотреть в будущее с большим доверием и покоем? Нельзя оставаться равнодушным. Но что нам делать? Каким образом идти вперед и дарить надежду? Выходить на улицу, твердя: «У меня есть надежда»? Нет! Своим свидетельством, своей улыбкой утверждать: «Я верю, что у меня есть Отец». Возвещение Евангелия – это вот что: своим словом, своим свидетельством утверждать: «У меня есть Отец. Мы не сироты. У нас есть Отец», и разделять это сыновство с Отцом и со всеми людьми. «Отец, теперь я понял: нужно убеждать других, быть прозелитом!» Нет: ничего подобного. Евангелие – это как зерно: ты его сеешь, сеешь своим словом и своим свидетельством. А затем ты не подводишь итоги, насколько удалась работа: это делает Бог. Он делает так, что зерно прорастает; но мы должны сеять с уверенностью, что Он даст зерну и воду, и возможность расти. И не мы будем собирать урожай: это дело другого священника, другого мирянина, другой мирянки, — кто-то другой это сделает. Но у нас есть радость сеять свидетельством, потому что сеять только словом недостаточно, вовсе недостаточно. Слово без свидетельства – это воздух. Слов не достаточно. Истинное свидетельство, о котором говорит Павел.

Евангельская весть обращена прежде всего к бедным, которым зачастую не хватает самого необходимого, чтобы вести достойную жизнь. К ним в первую очередь обращено радостное послание о том, что Бог возлюбил их и придет к ним через дела милосердия, совершенные учениками Христа во имя Его. Прежде всего, идти к бедным: это главное. Во время Страшного суда, как мы можем прочесть в 25 главе от Матфея, нас всех будут судить по этим делам. Но некоторые думают, будто весть Христа обращена к тем, кто не получил культурного образования. Нет! Нет! Апостол настоятельно утверждает, что Евангелие предназначено для всех, также и для ученых. Мудрость Воскресения не противоречит человеческой мудрости, но, напротив, очищает и возвышает ее. Церковь всегда была в тех местах, где процветала культура. Но первый шаг – всегда в пользу бедных. Однако мы должны оставаться на уровне интеллекта, культуры, конструктивного диалога, мирного диалога, разумного, здравомыслящего диалога. Евангелие – оно для всех! Идти к бедным не означает, что мы должны стать пауперистами, своего рода «духовными бомжами»! Нет, нет, ничего подобного! Мы должны идти к членам Тела Христова, которые страдают, но также и к тем членам, которые не знают Христа, несмотря на всю свою науку, интеллект, культуру. Мы должны идти туда! Потому-то мне и нравится использовать выражение «идти на периферию», на периферию бытия. Ко всем, ко всем, кто страдает от материальной или интеллектуальной нищеты, которая не менее реальна, чем материальная. На все периферии, на все перекрестки: идти туда. И там сеять зерно Евангелия, словом и свидетельством.

А это значит, что мы должны иметь мужество. Павел VI говорил, что не понимает боязливых христиан: он и вправду не понимал их. Грустных, тревожных христиан, про которых нельзя понять, веруют ли они во Христа или в «богиню Жалобу»: по ним не поймешь. Они только и делают, что целый день жалуются, причитают: куда катится мир, смотрите, беда-то какая. Но, подумайте только: мир не стал хуже, чем пять веков тому назад! Мир – это мир, он всегда был таков. А когда кто-то жалуется: когда же это кончится, ничего нельзя сделать, ну и молодежь пошла… Тогда я спрошу: вы знаете таких христиан? Конечно, есть, есть такие! Но христианин должен быть мужественным перед лицом проблем, социального или религиозного кризиса. Он должен иметь мужество идти вперед, храбро идти вперед. А если действительно ничего нельзя сделать, то терпеливо все переносить. Переносить. Мужество и терпение, вот две добродетели Павла. Мужество: идти вперед, браться за дела, давать мощное свидетельство; вперед! Переносить: это значит тащить на себе те вещи, которые пока нельзя изменить. Но продолжать идти вперед с терпением, с тем терпением, которое происходит от благодати. А что мы должны делать с этим мужеством и терпением? Выйти из своей скорлупы: выйти наружу. Выйти из наших общин, чтобы идти туда, где мужчины и женщины живут, работают и страдают. Возвещать им милосердие Отца, которое Он даровал людям через Иисуса Христа из Назарета. Возвещать благодать, дарованную нам Иисусом. В Великий Четверг я попросил священников быть пастухами, пропитанными запахом овец, а вам, дорогие братья и сестры, говорю: несите Слово жизни в наши кварталы, на работу, и во все места, где бывают люди, и где развиваются человеческие отношения. Вы должны выйти наружу. Я не понимаю христианских общин, которые остаются замкнутыми, у себя в приходах. Я хочу сказать вам кое-что. В Евангелии прекрасен этот отрывок, где говорится о пастухе, который вдруг обнаруживает, что одна овца пропала. Он оставляет 99 овец и идет искать ту, одну-единственную. Но, дорогие братья и сестры, у нас все наоборот: у нас осталась одна овца, а 99 овец пропали! Мы должны выйти, мы должны идти к ним! В этой культуре – скажем правду – у нас только одна овца, мы в меньшинстве! А мы – чувствуем ли мы жажду, апостольское рвение идти и искать остальные 99? Это великая ответственность, и мы должны просить Господа о благодати великодушия и мужества и терпения, чтобы выйти наружу, чтобы выйти и возвещать Евангелие. О, это очень трудно. Легче остаться дома, с этой одной-единственной овцой! Легче возиться с этой овечкой, гладить ее, ласкать… но мы, священники, также и вы, христиане, мы все: Господь хочет, чтобы мы были пастырями, а не теми, кто гладит смирных овечек – пастырями! Когда община замкнута, когда в ней общаются одни и те же люди, эта община не дает жизни. Это стерильная, бесплодная община. Плодородие Евангелия приходит через благодать, данную Иисусом Христом, но приходит через нас, нашу проповедь, наше мужество, наше терпение.

И это будет долгая история, не правда ли? Это ведь нелегко! Надо сказать правду: труд евангелизации, труд бескорыстного дарования благодати вовсе нелегок, ибо мы не одни наедине с Иисусом Христом: у нас есть противник, враг, который хочет отделить людей от Бога. Он сеет в наших сердцах разочарование, когда мы видим, что наши апостольские труды не вознаграждаются немедленно. Дьявол ежедневно бросает в наши сердца зерна пессимизма и горечи, и мы утрачиваем мужество, руки опускаются. «Ничего не получается! Мы сделали вот так, ничего не вышло; мы сделали по-другому, и тоже ничего не вышло! И смотрите, вон та религия притягивает столько людей, а мы ничего не можем!» Это внушает нам дьявол. Мы должны подготовиться к духовной борьбе. Это важно. Нельзя проповедовать Евангелие без духовной борьбы: ежедневной борьбы против грусти, горечи, пессимизма – ежедневной! Быть сеятелем нелегко. Приятнее собирать урожай, но сеять трудно, и это ежедневная борьба всех христиан.

Павел говорил, что проповедь стала его потребностью, и он имел опыт этой духовной борьбы, когда говорил, что дано ему жало Сатаны в плоть, и каждый день он его ощущает. И в нас тоже есть жало Сатаны, заставляющее нас страдать, сбивающее с пути и вызывающее отчаяние. Готовиться к духовной борьбе: евангелизация требует от нас истинного мужества также и в этой внутренней борьбе, в нашем сердце, чтобы мы могли сказать – молитвой, аскезой, желанием следовать за Христом, Таинствами, которые являются встречей с Христом – сказать Иисусу: благодарю, благодарю Тебя за Твою благодать. Я хочу нести ее другим. Но это труд: это тяжелый труд. Это называется – не пугайтесь только – это называется мученичество. Именно это и есть мученичество: бороться во все дни, чтобы свидетельствовать. Это мученичество. Некоторых Господь призывает пожертвовать жизнью, но есть и повседневное, ежечасное мученичество: свидетельство против духа зла, который не хочет, чтобы мы исповедовали Евангелие.

И теперь я хочу закончить следующим размышлением. В наше время, когда бескорыстие, как кажется, ослабляет человеческие отношения, ибо все продается и все покупается, когда бескорыстие трудно найти, мы, христиане, провозглашаем Бога, который является нашим другом и не требует ничего, кроме того, чтобы мы Его приняли. Единственное, о чем просит Иисус: быть принятым. Подумаем о людях, живущих в отчаянии, потому что никогда не встретили тех, кто проявил бы к ним внимание, утешил, помог почувствовать себя любимыми и важными. Мы, ученики Распятия, можем ли мы отказаться идти в те места, куда никто не хочет идти из страха скомпрометировать себя и быть осужденными, и таким образом не дать нашим братьям услышать Слово Божие? Бескорыстие! Мы получили это бескорыстие, эту благодать даром: мы должны и отдавать ее даром. Вот что в заключение я хочу сказать вам. Не бойтесь, не надо бояться. Не бойтесь любви, любви Бога, нашего Отца. Не бойтесь. Не бойтесь принимать благодать Иисуса Христа, не бойтесь нашей свободы, которую дала нам благодать Иисуса Христа, или, как говорил Павел: «Вы не под законом, но под благодатью». Не бойтесь благодати, не бойтесь выйти из своей скорлупы, не бойтесь выйти из наших христианских общин, чтобы найти те 99 заблудших овец. Идти и завязать диалог с ними, и говорить им, что мы думаем, открыть им нашу любовь, которая является любовью Бога.

Дорогие, дорогие братья и сестры: не бойтесь! Пойдемте вперед, чтобы говорить нашим братьям и сестрам, что мы под благодатью, что Иисус нам дал благодать, и она ничего не стоит: нужно только принять ее. Вперед!

Перевод Станиславы Зоновой

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website