Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 1 сентября 2013 — Неделя 10-я по Пятидесятнице

Сентябрь 3, 2013

Флп 2:5–11; Лк 10:38–42.11:27–28

Я, пока читал, представил эту сцену: Иисус пришел в этот дом, с Ним ученики, собрались какие-то люди. Как обычно, бывает суматоха, и нужно, чтобы установилась тишина, и можно было общаться по-человечески. А Марфа с хозяйством своим в запарке, и готовит, и на стол все носит-носит, мечет-мечет, и, главное, делает это все не спокойно, а как жертва — у нее такая ответственная обязанность накормить таких великих людей. Пребывает в раздражении. И то, как она это делает, вносит в атмосферу происходящего нервозную обстановку, немирную. И, наконец, в крайнем раздражении она подходит к Иисусу и говорит с претензией: «Ну Ты-то куда смотришь? Тебе все равно, что ли, что сестрица моя сачкует, а я тут одна как пчелка тружусь?» И это она говорит с претензией, потому что Иисус ведь должен о справедливости заботиться, он проповедует все время про справедливость, что все добрыми и хорошими должны быть, помогать друг другу, — и вот тут такое безобразие, а Он молчит. Строго говоря, Иисусу нужно было бы поблагодарить ее за заботы, за то, что она наготовила столько всего, но она Его уже так допекла, что Он ей просто делает выговор. «Что ты суетишься — сейчас надо слушать». Слушать надо, прежде всего, себя, что внутри делается. Только после того, как я успокоюсь и это услышу, я смогу слушать другого человека. Тем более слова Божии.

Два отрывка, которые в сегодняшнем Евангелии оказались состыкованными в один текст. Женщина говорит: «Блаженно чрево, Тебя носившее, и сосцы, Тебя питавшие», -другими словами, она говорит: «Как же счастлива была женщина, которой достался такой замечательный ребенок, не то, что мои: капризничают, хулиганят, — выросли, теперь пьянствуют или еще чего». Иисус ей возражает в таком же ключе — по крайней мере, как Лука это показывает: счастливы только те, кто слушает слово Божие и кому дано соблюдать эти слова, жить по слову.

Я последнюю неделю провел в одном волжском городе, трудился там в местной церкви тоже как пчелка. Там большой дефицит священников, и один священник, как правило, обслуживает один-два прихода и к этому еще какие-то общины в других городах и деревнях. Я приехал, и это дало возможность настоятелю сразу уехать на неделю на реколлекцию мирян из епархии. Так что то, что я прошлое воскресенье у вас пропустил, было не впустую. Действительно хорошая обстановка там в приходе – люди, в основном, настроены на то, чтобы слушать. Там еще такая проблема, что священники-иностранцы часто меняются, и вот священник приезжает, и пока он научится более-менее складно говорить по-русски, проходит пара лет. И за эту пару лет он на проповеди какие-то самые простые вещи говорит, и видно, что у людей тоска по знаниям о Боге. Для меня это, в общем, с одной стороны было приятно.

С другой стороны, на Волге пришлось довольно тяжело, потому что был ветер, погода была такая крепкая, — расслабиться и подумать, в общем, не удалось, и в городе тоже не получилось. Волга — река огромная, и вот моторки по ней пролетают: сильный шум от моторок, но этого мало – человек, который в моторке сидит, еще и включает музыку бум-бум-бум, и ему нужно, чтобы эта музыка заглушила шум мотора для эстетического наслаждения. Мы сидим в лодке или на берегу, и представляете себе, как этот звук по воде расходится, с ума можно сойти. И таких кренделей там полным-полно – это люди, которые привыкли делать все, чтобы себя не слышать, чтобы заглушить внутренние голоса. Может быть, сейчас это все как-то осядет, и я пойму, что мне Бог хотел через все эти приключения сказать. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website