Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 28 июля 2013

Сентябрь 3, 2013

Рим, 10, 1-10; Мф, 8,28-9,1

Кто были эти бесноватые? Это были такие бомжи бездомные и буйные — не тихие, как они днем в Москве, а, скорее, такие, как они ведут себя ночью, когда не боятся никого. Свирепые. Люди там просто боялись ходить. Жили они в пещерах, предназначенных для кладбища. Когда Иисус там появился, они на него отреагировали необычным образом — по крайней мере, как понимает это Матфей. Почувствовали, что перед ними не обычный человек, а тот, кто пришел «мучить». В проявлениях бесовщины это довольно характерная вещь. То есть, человек не то чтобы обычный, но он совершает как бы привычные для светского восприятия безобразия: хулиганит или грубит, или еще что-то. Но бывают случаи, когда при приближении к храму, к иконе или к чему-то священному такой человек начинает реагировать особенно активно, и некоторые даже начинают говорить как будто не от себя, а от неких бесовских сущностей. Вот это случаи, которые не лечат психиатры, с которыми психологам трудно работать, и молитва тут помогает. Молитва об избавлении этого человека от власти дьявола, от бесов. Уже столько веков это явление изучают и все никак не изучат. Случаями одержимости и, собственно, сущностями, которые, как предполагается, ее вызывают, — бесами или демонами — занимается наука демонология, но наукой ее можно называть примерно в том же смысле, что и теологию. То есть для людей, которые в существование дьявола не верят, это просто не наука, а ерунда какая-то.

Сейчас я мысленно возвращаюсь к конференции, на которой мы были в Польше. Конференция экзорцистов была, по замыслу участников, закрытая, потому что опасались журналистов, которые начнут трубить, и на эту конференцию, как пчелы на мед, слетятся всякие сумасшедшие, бесноватые, истеричные женщины, и просто не дадут работать. Действительно, так и происходит: несмотря на то, что устраивается все тихонечко, и в этот раз были какие-то люди, которые преследовали главу конференции. Экзорцисты — это явление, которое обрело популярность в католической Церкви примерно лет десять назад. Сейчас их готовят. В Европе они получаются только в Италии и в Польше, по сотне-другой человек. Мы на этих экзорцистов посмотрели. Молодые часто гордятся тем, что они такие особенные, у них такая исключительная миссия, которую епископ им доверил. Те, которые постарше, как правило, поспокойнее. Но некоторые из них действительно получают новый опыт. Человек приходит с жалобами на плохие сны, или на то, что сексуальность одолела, или еще на что-то, — когда над этим человеком или вместе с этим человеком начинаешь молиться особым образом об освобождении его от бесов, от дьявола, этот человек иногда начинает реагировать совершенно неожиданно, проявляет агрессивность или просто его начинает как-то дергать, крутить, ломать. Из него лезут ругательства, оскорбления. Для священников, привыкших к покорности верующего в конфессионале или на мессе, это все необычно. Для нас это все обычное дело. Я потом вспоминал всякие эпизоды из своей практики, и вроде бы там ничего такого сверхъестественного не происходило, — но реакция беса на попытку его прогнать часто проявлялась и агрессивностью, и человек начинал говорить другим голосом, и прочее.

Другое дело — как и любая мода, мода на экзорцизм не сбалансированная, и многие участники явно недооценивали психологические и духовные моменты. Чего человек, собственно, хочет – хочет ли он освободиться от бессонницы, или хочет освободиться от дьявола? Это совершенно разные вещи. «Освободиться от дьявола» подразумевает «не принадлежать ему ни в чем». И вот складывается впечатление, что не очень эти моменты понимают, не понимают психологических факторов – то, что у нас прорабатывается очень тщательно: влияние семьи, наличие созависимых отношений и прочие вещи, которые ограничивают не только свободу человека поступать, чувствовать и думать, но и более фундаментальную свободу человека – свободу стремиться к Богу без компромисса, не пытаться так мило устроиться, чтобы все время служить двум господам – Богу и мамоне. А между тем большая часть случаев, с которыми нам приходится иметь дело, это именно такие случаи. Это такая подходящая среда для дьявола – для обмана с его стороны. Он подсовывает и предлагает, казалось бы, безобидные вещи, а потом оказывается, что человек словно взял кредит и не может его выплатить, потому что проценты оказались неожиданно высокими. Получается, что дьявол действует через самое слабое место в человеке, использует слабость человека, использует ситуацию, в которой эта слабость обостряется.

Вначале там был теоретический доклад — иезуит Посацкий говорил об известном факте: что в современном мире, даже христианском, мало кто признает реальность дьявола как личности, большая часть на него смотрит как на такую искусственную персонификацию зла. В странах первого мира многие просто отрицают, что такое заприродное, метафизическое зло действительно существует. И считают, что дело просто в собственной неразумности, в собственных недостатках, которые надо исправлять. Последнее – это, конечно, не только результат влияния атеизма, но и результат влияния восточных религий и философии, где дьявола как такого живого источника зла просто нет.

Иисус в этом фрагменте, который мы прочли, выступает как победитель дьявола. Но мне за время моего отсутствия постепенно открылось другое лицо Иисуса, — лицо того, которого Бог выбрал, чтобы можно было лучше интересоваться людьми и быть в общении с ними, в дружбе с людьми. Понятно, что мы интересны Богу и важны для Него. Может быть, это не богословское, а эмоциональное рассуждение — мне кажется, что разговаривать с нами, на нашем человеческом уровне, получать удовольствие от этого разговора, играть с нами, говорить с нами о глубоких вещах Богу удобно через личность человека, через личность Иисуса. Сейчас это уже не просто Иисус, это небесное общение, которое находится вокруг Иисуса, Богородицы. Через них Богу с нами бывает интересно. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website