Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 8 сентября 2013 — Неделя 11-я по Пятидесятнице

Сентябрь 9, 2013

1 Кор 9,2-12; Мф 18, 23-35

Про первое чтение – Павел оправдывается перед коринфянами и пытается утвердить свой авторитет. Подоплека простая: репутация у Павла в иудейском христианстве всегда была сомнительная, поэтому в этом отрывке он себя сравнивает с остальными апостолами, показывая, что на деле он ничуть не хуже их, а может быть, и даже лучше. Здесь имеется фраза, из-за которой этот отрывок обычно не читается в римско-католической Церкви: «Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?» Это ссылка на то, что апостолы не были стерильно целибатными деятелями, а путешествовали с подругами. Но главный аргумент у Павла — это то, что он работает. Он проповедует, учит, поддерживает людей, даже исцеляет, и параллельно с этим он работает как все. И для него самого этот пример является удивительным: Павел как фарисей был воспитан в иудейском обычае, когда и левиты, которые работали при храме, и тем более раввины-учителя имели право жить на то, что им дают люди. Жить за счет общины. Конечно, интересно поразмыслить, почему Павел сам этого не делает. Отчасти это то, с чего я начал: авторитет у него в тогдашнем христианстве был сомнительный. Вообще ситуация была сильно неоднородная, но двенадцать апостолов пользовались бесспорным авторитетом, особенно, по-видимому, первые трое: Петр, Иоанн и Иаков, глава общины в Иерусалиме. И Павел понимал, что заслужить авторитет он может только святостью собственной жизни. Для него единственный авторитет, единственный источник авторитета – Христос, которому Павел подражает.

Евангельская история о должнике у меня вызвала ассоциации с приходской жизнью. У нас в приходе я нередко наблюдал, как литургия проходит, все благолепно, и люди принимают прощение Бога, участвуют в Евхаристии, как братья и сестры. Бог дает благодать прощения. А потом за столом или после обеда начинаются какие-то мелкие ссоры, совершенно, казалось бы, на пустом месте, или люди начинают с удовольствием о ком-то сплетничать, и я сам тут не являюсь исключением. Глупо звучит, но мы устаем от состояния прощенности, нам хочется закрутить какую-то интригу, чтобы опять стало так же интересно жить, как в испорченном падшем мире.

Церковь — это такая, если грубо говорить, модель Царства Небесного. Если говорить возвышенно, то это Царство Божие на земле, но мне больше нравится слово «модель», оно такое приниженное и деловое. Штука вся заключается в том, как люди устроены. Священную реальность в обычных состояниях сознания мы воспринимаем только в виде знаков, мы не воспринимаем ее непосредственно. Практически главным знаком Царства Небесного для христиан является приход – приходская община. Конечно, есть и святые места, и паломничества, и какие-то собрания на уровне епархии или выше, поездки в Рим и куда-то еще, но это все такие дела одноразовые, одномоментные. А постоянная рутинная жизнь Царства Небесного на земле осуществляется в приходской общине. Для тех, кто нуждается в посвященной жизни и ощущает к ней призвание, эта жизнь проходит в монашеской общине, но приход отличается от монашеской общины прежде всего тем, что открыт для всех – для всех исповедующих Троицу, троичного Бога.

Собственно, и Царство Небесное тоже открыто для всех людей, очень разных, принадлежащих к различным социальным группам и национальностям, для папуасов и для всех. Конечно, важную роль в приходе играет священник, но это не обязательно — есть приходы с мощным ядром, состоящим из серьезных христиан, задающих духовность в приходе, харизму, и эти приходы могут священника принять или не принять, или перемолоть его. Но мы видим очень много отрицательных примеров и отрицательных проявлений приходских общин. Мы видим и священников, бестолковых и властолюбивых, мы видим и каких-то энергичных людей в приходе, которые не обладая достаточно глубокой духовностью, захватывают в приходе власть или раздирают приход на фракции. Много есть всякого неприятного, и это, в общем, нормально, потому что приход — это школа. Сказать, что «я не буду сюда больше ходить, потому что здесь меня не понимают», это, прежде всего, означает, что я на самом деле не понимаю окружающих, не понимаю жизнь, не понимаю и не хочу понимать, чего они хотят от себя, и, прежде всего, чего они хотят от меня. Многие люди с удовольствием ходят в большие приходы, просто потому, что там можно спрятаться от людей, быть незаметными, и, соответственно, не иметь никаких обязательств перед другими. И эти приходы только кажутся живыми и бойкими, а на самом деле они существуют только в присутствии священника, когда все имеют отношения только со священником, такие как бы радиальные отношения. Когда священника нет, ничего не действует, все рассыпается.

С середины прошлого ХХ века в документах католической Церкви все больше говорится о малых, неформальных группах христиан, где есть тесные отношения, в которых проявляется действие Святого Духа в виде определенной харизмы. Первый документ на эту тему, по-видимому, это апостольское обращение папы Павла VI, знаменитое «Evangelii nuntiandi», 1975-й год, а последний документ — это аналогичное обращение Иоанна Павла II то ли в 1999, то ли в 2000 году, уже после того, как прошел Синод епископов Америки. В Северной Америке, где близко протестантские общины, в которых все построено по принципу советов, приходские общины, как правило сильные, и все делают, -и хозяйственные дела, и участвуют в пастырской деятельности. На долю священника остается только чисто религиозная работа, больше ничего. Но приходы большие, и, соответственно, американские епископы жаловались на то, что приходы мертвые в смысле веры. В документе, появившемся в результате этого обсуждения, написано, что приход должен быть устроен как община общин. Это такой конгломерат малых групп, каждая из которых должна быть такой величины, чтобы были возможны тесные неформальные отношения внутри группы. Потом эти отдельные группы, прежде всего в результате действия настоятеля, объединяются в приход как общую общину. Но нас, российских католиков, это касается мало — крупных приходов раз-два и обчелся. У нас, в основном, маленькие приходы, в которых завязываются столь обременительные отношения, потому что каждый человек на виду, и каждый несет ответственность перед остальными. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website