Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 10 октября 2013 — Четверг 27 рядовой недели (латинский обряд)

Октябрь 11, 2013

Мал 3, 13-4, 2a; Лк 11, 5-13

Видите, как Малахия отчасти обижается: невозможно отличить праведного от неправедного, потому что не видно воздаяния ни за то, ни за другое. Малахия ждет, когда наконец, наступит этот День Господень, когда Бог каждому даст то, что он заслужил. У Малахии это звучит так, что даже не какое-то моральное удовлетворение он от этого получит, а просто, наконец, наступит ясность, станет понятно, кто есть кто, и как жить дальше.

И вот Иисус в Евангелии говорит похожую вещь: непонятно, что нам дается в ответ на наши просьбы. Хлеб или камень, угорь, похожий на змею, или змея, маленькое голубиное или похожее скорпионье яйцо. Жизнь такая, что мы все время пребываем в неуверенности. Это как в искушении Иисуса в пустыне, о котором мы читали сейчас, дьявол ведь хорошую вещь предлагает: проголодался, ну и сделай из камня хлеб. А Иисус отказывается. Или дьявол Ему говорит: «Ты же можешь сделать так, чтобы все царства мира были бы Твои. Везде был бы порядок, справедливость». Как в анекдоте про нового русского, — новый русский спрашивает в аналогичной ситуации у дьявола «в чем тут прикол?». Иисус не спрашивает, а говорит о том, что поклониться дьяволу просто невозможно. Но различение это трудное, потому что действительно в мире все перемешано, и создается впечатление, что Бог не воздает по справедливости и не дает правильные вещи в ответ на наши просьбы.

Даже любопытно, что же в устройстве человека есть такого, что он все-таки стремится различать Бога и действия Бога. Схоласты это все раскладывали на стремление к истине, к красоте и прочее, но вот мы пробовали просто ощутить телом, — не головой, а телом — в медитации эту любовь Бога к нам, нашу любовь к нему, и, в общем, тело оказывается для этого приспособлено, мы это видим. Получается, что мы на самом деле Богу принадлежим в гораздо большей степени, чем представляется. И тогда вывод напрашивается неутешительный: большую часть времени, большую часть дня мы сами себя вгоняем в такое состояние, чтобы не слышать Бога, не чувствовать Его, не чувствовать, что Он нам дает доброкачественные вещи. В святоотеческой литературе такое состояние называется суетой.

Суета разная может быть, но одна из ее форм, это когда человека обуревают вопросы о смысле. О смысле жизни, об устройстве Бога, тайне человека. Для того, чтобы отвечать на эти вопросы, нужно привести себя в соответствующее состояние, пригодное для этого. Если такого состояния не будет, эти вопросы будут невротически нас разрушать. Заниматься богословием, это не значит, читать умные книжки на 15 языках, это прежде всего означает, что я себя стараюсь с Божьей помощью привести в состояние, пригодное для богословствования. И это такое особое состояние, когда я верю в то, что если я прошу хлеб, я и получу хлеб, даже если он будет похож на камень. Презумпция того, что Бог вот такой. Я сейчас много думаю о том, почему развалился ИФТИ, почему не получается с катехизацией в Церкви – потому что это делают люди, находящиеся в суете, прежде всего. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website