Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 13 октября 2013 — Неделя 16-я по Пятидесятнице

Октябрь 29, 2013

2 Кор 6, 1-10; Лк 6, 31-36

Мы прочли часть Нагорной проповеди в Евангелии от Луки. В отличие от Евангелия от Матфея здесь эта проповедь у Иисуса происходит не на горе, а на равнине, где он как бы на одном уровне с людьми, которые его окружают. Этих людей Лука описывает как больных и одержимых бесами, — желающие исцелиться и послушать Слово, соответственно. Это такая принципиальная позиция Луки — к кому в принципе обращено Евангелие. Ну и в Евангелии от Матфея Нагорная проповедь растянута на три главы, а у Луки она вся сосредоточена в одной главе, и точно также это начинается с заповедей блаженства. Заповеди блаженства, потом проклятие тем, кто сознательно свою жизнь ориентирует по другим принципам, не по блаженству, и сразу после этого Лука начинает говорить о любви. В Евангелии от Матфея приведены длинные фразы Иисуса почти что по всем заповедям Декалога, а Лука концентрируется исключительно на заповеди любви. Не знаю, почему так, — может быть, он считает, что для этих простых и бедных людей, это главное, что им нужно.

Я думал вообще о Боге, какой Он, что Он передает творению, то есть нам: не просто позицию любви к ближним, любовь не как «ты мне, я тебе», не форма таких экономических отношений, а позиция, в которой я всегда расходую больше, чем получаю взамен. Думал о том, что в Иисусе Бог нам эту любовь показывает, отдавая на растерзание любимого сына. И тут же я думал о том, что оценить это мы можем лишь в той мере, в какой мы как-то сами приоткрылись для такой любви, в той мере, в какой мы идем на то, чтобы быть беззащитными и почувствовать боль от потери. Боль в каком-то отношении от предательства, когда мы теряем любимого человека, которого у нас отнимает старость, болезнь или несчастье, это как бы такое предательство со стороны Бога. Парадокс: для того, чтобы личность Бога как-то понять, нужно это предательство принять, не говорить «как же так, Бог не может предавать» – не может, да , но это мы говорим на интеллектуальном построении. А важно не закрываться от того, что чувствует наша человеческая природа. И сквозь это увидеть и любовь Бога, и отцовство Его, и материнство Божье, которое Он в какой-то мере для нас делегирует Богородице Деве Марии.

Думал еще о том, что вообще смерть в жизни нашей так скрыта, а в таком городишке как Москва, — не самый большой город в мире, — каждый день умирает примерно 500 человек. За год набирается где-то 120-150 тысяч, значит, это целый город средних размеров для России, для Украины. Город мертвых. «Куда смотрит Бог?» И другой еще вопрос. Есть люди, от смерти которых мне стало гораздо спокойнее, люди, уход которых с земной нашей арены освобождает меня от определенного беспокойства. Я много раз молился и медитировал, и есть люди, с которыми я абсолютно не хочу встречаться потом, после смерти. И единственная моя надежда на то, что Бог изменит меня и изменит их, так что мы сможем как-то пребывать в общении. Но это опять-таки вопрос не только о том, каков я, а о том, каков Бог, который вот это все допускает, и это заложено в Его план приведения творения к совершенству. К совершенству, которое настолько плохо мне понятно, что совершенство Божье оказывается понятным мне еще меньше.

Понятно, что друг определяется просто: это человек, которому ты можешь без напряжения смотреть в глаза и который тебе тоже смотрит в глаза без напряжения. Это такой психологический факт: говорят, глаза — зеркало души. Действительно, в глазах отражается очень много, и человеческий мозг так устроен, что очень значительную часть той информации, которую человек вообще может считывать с мира, он считывает с человеческих глаз. Действительно, это важнейший орган, и когда человек прячет глаза и старается не смотреть, это признак того, что он в сердце что-то против тебя имеет. Книга Бытия — это глава грехопадения, собственно, там грехопадение и характеризуется тем, что первые люди ходят после грехопадения по раю, по саду, а Бог их как бы не видит. Бог спрашивает: «Адам, где ты?» В псалмах мы часто встречаем эту конструкцию обращения к Богу, чтобы Бог не отворачивался, не отворачивал лицо Свое, чтобы Он смотрел. Это, конечно, еще аллюзия к восточным владыкам. При дворе восточного царя, который был всевластен, если царь на тебя сегодня не посмотрел, это означало, как правило, смертный приговор. И вот здесь, в Евангелии, которое мы прочли, призыв любить врагов наших, — тех, кто избегает смотреть нам в глаза и делает это с враждебностью. Враждебность ведь еще означает всегда, что человек что-то от меня скрывает, и я что-то от него стараюсь скрыть. И вот это меня ведет к размышлению об открытости самого Бога. Еще один парадокс: с одной стороны, Бог для нас такая непроницаемая тайна, сверхличность, невидимая, неслышимая. Мы и сетуем, и в горе пребываем от того, что Он так скрыт от нас. С другой стороны, Евангелия говорят противоположное, — что Бог нам открыл всё про себя, — всё, что мы как люди способны вместить в себе через личность Иисуса Христа и подобных Ему последователей. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website