Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 1 декабря 2013 — Неделя 23-я по Пятидесятнице

Декабрь 4, 2013

Еф 2, 4-10; Лк 12, 16-21

Вы знаете, что в мире есть такая тенденция: богатые люди становятся все богаче, а бедные все беднее. Эта тенденция есть при капитализме, и ее никак не удается переломить. Получается, что порядка 80% мирового богатства находится в руках нескольких процентов человечества. С другой стороны, нормальные люди не хотят быть особенно богатыми, они понимают, что чем больше богатства, тем больше беспокойства, и вообще смотрят на очень богатых как на своего рода больных, и основания для этого есть. Человека, который всю свою жизнь кладет на то, чтобы умножать состояние, вряд ли можно назвать психически здоровым человеком. Это такое же навязчивое стремление как зависимость, и неслучайно в семьях очень богатых людей дети часто страдают наркоманической зависимостью. Это связано с тем, что в семье ненормальная обстановка. Для людей более или менее благоразумных пример сегодняшнего Евангелия не очень актуален, потому что благоразумный человек в современном мире больше заботится о своем здоровье, о том, чтобы работа была не высокооплачиваемая, а интересная, — интересная творческая. И так далее.

И, конечно, современный человек сильно заботится о мире в душе. А мира нет, потому что напряжения в окружающей обстановке много, атмосфера стрессогенная. Собственно, городская жизнь, особенно в больших городах, как в Москве, не предназначена для жизни человека, она предназначена для выполнения каких-то функций, для работы. Для жизни человек поселяется где-нибудь за городом, в коттедже, на природе. У нас жизнь, конечно, не нормальная, организм не выдерживает, психика не выдерживает, — мир и покой оказываются одной из основных потребностей. Можно сказать, что современный человек не так душой стремится к богатству, сколько к психологическому комфорту. Не страдать от неприятных чувств.

Одна важная вещь, от которой современный человек страдает, была до того привычна в советское время, что ее даже не замечали. Я имею в виду страдание человека от отсутствия уважения к нему. Мы не можем сказать, что мы совершенно бесправны в жизни, но в том, как государство к нам относится, и как люди настроены друг к другу, мы видим очень мало уважения. Уважения не только в виде вежливости, но и просто понимания достоинства человека. Верующие, по крайней мере, имеют возможность стараться хотя бы думать о том, что за нас Сын Божий себя отдал, — достоинство наше в этом, мы чего-то стоим. И вот наше человеческое достоинство — это то, на что никогда, ни в каких обстоятельствах нельзя наступать ногами. Но даже будучи верующими, мы все равно живем в окружении, где об человека все время вытирают ноги. И поэтому теоретически мы как бы все понимаем, а практически мы чаще всего ведем себя как окружающие люди.

Возвращаясь к этой притче: современному человеку не столько важен урожай в поле, сколько покой в душе. И вот он начинает искать какие-то способы. Люди не бедные и более-менее культурные ищут себе психологов, ищут какие-то психологические группы, группы общения, какие-то места, где им психику и мировоззрение могли бы подправить таким образом, чтобы не страдать, не ощущать страдания. В Москве очень много людей сидит на таблетках, нейролептиках, транквилизаторах. На таблетках, которые призваны поддерживать более или менее ровное спокойное состояние. К экстрасенсам люди ходят, к знахарям, ко всяким странным целителям. Получается так, что интерес-то духовный, — не чисто материальный интерес у людей, а духовный. Но проблема в том, что люди как бы не различают духов. У меня многие знакомые в начале 90-х годов устремились в церковь, и думали, что церковь им поможет. Все делали старательно, как им говорили, постились тщательно, исповедовались, причащались, на литургию ходили.

Через несколько лет почти все ушли. В основном это были православные, которые ходили в Московскую Патриархию. Нельзя сказать, что эти годы пребывания в церкви прошли для них впустую. У них есть понимание, что есть Бог и есть какие-то невидимые силы. Но они ушли из церкви в полной уверенности, что в церкви про Бога только болтают, что на самом деле церковь с этими невидимыми силами не умеет как следует взаимодействовать, дружить и прочее, прочее. И вот они уходят и ищут в миру какие-то способы: экстрасенсов и всякие полунаучные подходы. Эти люди — а их очень много — разуверились в том, что до Бога можно как бы достучаться. Бог для них очень высоко, как Путин. А они стараются договориться и научиться использовать какие-то промежуточные силы. Они их так и называют — не бесами, как в религии, а силами. И используют их, и различения нет. Ангелов от бесов люди у нас отличать умеют не лучше, чем богач из этой притчи. Потому что основная забота о себе. О себе, о своей семье, о своих детях. На остальных более или менее наплевать. Жизнь сегодняшним днем, потому что кушать хочется сегодня, а что завтра будет, не так важно. И вот, к сожалению, часто и в церкви мы так живем. Но мы участвуем в Ехаристии, вступаем в контакт с Христом, — и Он нам говорит все время: «Собирайте сокровища не для себя». Какие бы ни были эти сокровища – материальные или духовные. Собирайте их так, чтобы двигаться к Богу. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website