Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16 ноября — Суббота 32 рядовой недели (латинский обряд)

Декабрь 4, 2013

Прем 7, 22 — 8, 1; Лк 17, 11-19

Это для меня одна из самых загадочных историй в Новом Завете. Очень чуднáя и начало ее очень чуднóе: Лука пишет, что, идя в Иерусалим, Иисус проходил между Самарией и Галилеей. Галилея и Самария вообще не соприкасаются, в разных местах находятся. Получается так. Девять иудеев, один самарянин, прокаженный. Они по закону изолированы от общества и собираются в команды. Между собой общаются, а с иудеями общаться не имеют права. Поэтому они и не вошли в селение, а остановились вдали и кричали Иисусу: «Помилуй нас». Он им говорит: «Пойдите, покажитесь священникам», — действительно, если прокаженный заметит какие-то следы выздоровления, то он должен пойти к священнику, и священник засвидетельствует, действительно ли так, или ему так показалось. Если исцеление произошло, то приносится жертва. И этот человек больше не входит в общество прокаженных, а входит в общество иудеев.

Когда Иисус им это сказал, с ними, естественно, не произошло ничего, они просто пошли: пророк сказал, значит, надо идти. Что там они внутри себя думали в это время, что пророк Иисус просто ответственность с себя снял, не захотел заниматься с ними, отослал к священнику или еще что-то думали, мы не знаем, — но факт, что по дороге с них вдруг эта проказа сошла. Пророк сказал, значит и так, и так, надо идти к священнику. И потому что сказал, и потому что очищение произошло, — значит, надо поблагодарить Бога. Они идут благодарить. Мотивы их понять нам не удается – на каком месте у них желание вернуться в общество, показавшись священникам, на каком месте благодарность Богу через то же действие, не знаем. Знаем только, что самарянин, у которого никаких храмовых обязательств нет, потому что он не иудей, не связан. Про обязательство пойти к священникам и очиститься, самарянин, может быть, думал, что просто по ошибке Иисус это ему сказал. Он бежит и возвращается — это Лука подробно уже описывает: возвращается, крича, прославляя Бога, и падает к ногам Иисуса с благодарностью. Лука показывает и то, что реакция такая непосредственная, что самарянин непосредственный человек. Исповедует ли самарянин Иисуса Богом, непонятно. Понятно только, что благодарность у него одновременно и к Богу, и к Иисусу очень сильная. Иисус говорит: «Вера твоя спасла тебя».

У всех этих людей, как я уже сказал, происходит ресоциализация, эти иудеи прокаженные возвращаются в народ Божий, какова их дальнейшая перспектива, неясно. А с самарянином ясно – он входит в новое общество, в общество учеников Иисуса. Для основной массы иудеев, для народа самарянин был изгоем всегда. Когда он стал прокаженным, он стал изгоем как бы в квадрате. Когда он стал учеником Иисуса, он так и остался изгоем для иудеев, и вообще для нормальных людей. Ученики Иисуса — это люди, которых гонят по определению, изгои по определению. Но Иисус говорит, что это нормально, что Царство Небесное именно для таких людей. Неважно, какая у тебя была предыстория, — если ты обитатель Царства Божия, то на земле ты такой же изгой, как самарянин. И самарянин тут и в других притчах у Иисуса выступает вообще как образец христианина и Божьего человека. Спасибо.

© Священник Сергей Николенко 2013

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website