Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 12 января 2014 — по Рождестве Христовом, Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня

Февраль 6, 2014

Гал 1, 11-19; Мф 2, 13-23

Сегодня мы вспоминаем мужскую часть родни Иисуса. Давид – царь, основатель царского рода. Иосиф, отец Иисуса – потомок этого рода, Иаков – сводный брат Иисуса. Для чего нам нужно это ежегодное воспоминание, каждый раз одних и тех же людей? Что нового Бог желает нам открыть в этот день? Может быть, ведь, что Он ничего и не желает. Может быть, премудрые составители литургического календаря думали, что так надо. Что это полезно. Проверим.

По каким-то церковным легендам брат Иаков присутствовал при рождении Иисуса и сопровождал бегство святого семейства в Египет. Проверить это невозможно. Важен ли этот факт для нашей веры? Вряд ли.
Сложность в том, что христианство претендует на историческую реальность Иисуса Христа, богочеловека. Вера в Него как историческое лицо подразумевает принятие на веру обстоятельств Его жизни и жизни Его окружения. Семьи, учеников, друзей и врагов.

Евангелия – это не жизнеописания. Если рассматривать их как биографический материал, тогда в нем видны огромные дыры. Каждая из древнейших Церквей ближнего Востока заполняла эти дыры по-своему. В сирийской Церкви, например, считают, что волхвов было 12. В западной традиции со времен средневековья их считают царями Персии, Индии и Аравии. И так далее…

Если мы будем подходить к этим деталям как к мифическим, придуманным, тогда недолго счесть мифом и всю жизнь Иисуса, как она изложена в Евангелиях. А считать их историческими не выходит, потому что они не согласуются между собой. В гораздо большей степени, чем не согласуются между собой четыре Евангелия.

Поэтому христианин оказывается перед тяжелой задачей – выловить из церковной традиции те вещи, через которые с ним действительно говорит Бог. Для меня Иосиф, глава семьи и Иаков, брат Иисуса – прежде всего, мужественные люди. Мужество их не просто естественное, но дано верой. Решения Иосифа имеют особую твердость, Евангелист Матфей показывает это как мистический опыт видения во сне ангела, который говорит, как и что надо делать. Если перевести это на более современный язык – Иосиф настолько искренне открыт Богу, что может довериться своим сновидениям, они его не обманывают.
Иаков, брат Господень, тоже человек выдающегося мужества, он много лет был первым епископом Иерусалима. Это очень серьезное испытание для человека. Родственники Иисуса, подобно ему, шли наперекор общественному давлению так, как это делали настоящие пророки Израиля.

В этом смысле неважно, был ли Иаков сводным братом Иисуса или же двоюродным или троюродным. Неважно сколько было младенцев до 2 лет в маленьком поселке Вифлеем – 14 тысяч или всего десяток. Не так важно, имела ли место история с волхвами в реальности или же это отголосок веры тех выходцев из Персии, зороастрийцев, которые, обратившись в христианство, посчитали, что сбылось пророчество Зороастра о царе, указанном звездой.

Весть о спасении, о действенности любви Бога к нам, людям – вот что важнее всего. Прощение грехов и преодоление смерти – вот самые невозможные для мыслящего человека вещи. Но Бог дает нам это.
Бог показывает нам мужество родных Иисуса и призывает нас быть столь же мужественными. Любви без мужества не бывает. Здесь равны и мужчины и женщины.

Когда я смотрю на очередь за дарами волхвов в храм Христа Спасителя, меня охватывает недоумение. Эти впечатления от ларца с золотыми пластинками – на что они ложатся? Без веры, как сформированной зрелой позиции, эти предметы просто делят людей на 2 части. Тех, кто живет сказками с детства и так и будет ими жить до конца дней. И тех, кто настроен живет фактами, критически оценивает происходящее и страдает от того, что не на что опереться. Не случайно большую часть реликвий их церковные владельцы боятся отдавать на научный анализ подлинности. Здесь религия смыкается со средствами массовой информации, основной посыл которых – любой ценой привлечь интерес публики, увеличить тираж газеты, ее влияние и доходы.

Этот момент очень ясно просвечивает в деятельности той пародии на христианство, среди которого нам приходится находиться. Однако не стоит быть пессимистами. Бог все же находит путь к сердцам, даже несмотря на искусственно поставленные препятствия и ловушки. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website