Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 16 января 2014 — Четверг 1 рядовой недели (латинский обряд)

Февраль 6, 2014

1 Цар (1 Sam) 4, 1-11; Мк 1, 40-45

Каждый раз у меня ощущение, что там ошибка, — ведь происходит разрыв шаблона в этой истории из первого Чтения. Израильтяне проиграли битву против филистимлян, и у них начинается возрождение: обращаются к Богу, молятся, приносят Ковчег Завета. И ждешь рассказа, что они собрались с новыми силами, выступили и побили филистимлян. Но там происходит обратное: филистимляне, наоборот, оказываются воодушевлены этим событием и снова наголову разбивают израильтян, и было это хуже прежнего. Это производит большое впечатление — насколько история народа и, конечно же, человека устроена таким нетривиальным, неочевидным образом. Не как какая-то нравоучительная притча, а как реальность, в которой много разных факторов. И человеческий фактор, и эти непутевые сыновья священника, которые погибли, наконец, и многие другие факторы. Они здесь, наверное, подытожены словами «каждый побежал в шатер свой», то есть, каждый побежал спасать свое имущество, семью и так далее.

С одной стороны, здесь момент нетривиальности, а с другой стороны, глядя на филистимлян, видно, как этот страх, на который мы часто жалуемся, выступает как такой мобилизующий фактор. Надо уметь им пользоваться как мобилизующим фактором. Страх не обязательно бывает парализующим, бывает и мобилизующим. Так же, как и запреты. Например, эти запреты, которые Иисус налагает на разных людей, следуя теории мессианской тайны евангелиста Марка. Марк выдумал Иисусу определенную линию поведения, и Иисус ей следует – Он каждый раз запрещает что-либо рассказывать. Потому что пока не будет смерти и воскресения, непонятно, зачем нужно все то, что Он делает. Поэтому нельзя Его проповедовать, пока не будет ясно в полной мере, зачем Он пришел. А люди все равно проповедуют. И когда мы смотрим на это, то непонятно: это реальный запрет или провокация? Потому что некоторых людей надо уговаривать «делай это, делай, пожалуйста», а иногда достаточно запретить что-то сделать, и человек тут же сделает то, что от него ожидалось и требовалось. И у меня это сегодня ассоциируется с тем, насколько важно знать механизмы действия своей личности, своей души. Те вещи, которые нас, скажем, привычно парализуют – страх и запрет, могут, наоборот, быть мобилизующими факторами. Необязательно в плохом смысле — что если это запрет, то обязательно хочется сделать что-то плохое. Иногда это не так. Помолимся.

© Священник Кирилл Горбунов 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website