Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 25 января 2014 — Обращение св. апостола Павла (латинский обряд)

Февраль 6, 2014

Деян 22, 3-16; Мк 16, 15-18

В Деяниях Апостолов есть два рассказа об обращении Савла. Один вначале идет от лица автора, второй покороче, представляет собой речь Павла перед народом в Иерусалиме. Второй рассказ, представляется более важным в той мере, в какой он, вероятно, близок к оригинальной речи Павла.

Такое все было тогда маленькое. Когда в Палестине развернулась первая большая кампания по гонению христиан, этот активный молодой фарисей, Павел, оказался на виду. Эту деятельность палестинские иудеохристиане ему долго не забывали. Так же как ортодоксальные иудеи не простили ему измены. Это важный контекст его жизни.

Опытом обращения у нас никого не удивишь. Все его пережили, только не у всех он сопровождался эпилептическими симптомами как у Павла. У каждого из нас было свое. Тут больше люди книжные, кого-то шибануло от индийской философии, кого-то от Толкиена, но, в конечном счете, обращение привело к Евангелию и в Церковь – Народ Христа. Кто-то, правда, вообще не думал ни про какие высокие материи, а просто однажды необычное взялось ниоткуда и открылось.

Все знают, что св. Павел стал апостолом грекоязычных христиан. Интересно другое – чем именно он сумел их привлечь? Красноречием и чудесами? Ну, таких артистов рождается немало, они только после себя достойных побегов не дают. Иудеи, которые стали учениками апостолов в Иерусалиме, и потом жили в метрополии, тоже проповедовали, но видать как-то не так как Павел.

Самая известная тема Павла: оправдание верой, а не делами закона. Это положение Лютер воспринял в лоб, не принимая во внимания темперамента Павла. Того, что горячий южный парень в полемическом задоре не способен на сбалансированные формулировки. Один раз пишет так, другой иначе. Если это иметь в виду, можно понять, как Бог говорил в душе этого человека.

Мне кажется, Лютер не понял, слишком спроецировал иудаизм на тогдашний католицизм, а Павла на себя. Но факт остается фактом, Павел работал так сказать «на контрастах», выявлял ребра, которыми христианство и иудаизм сталкивались, вместо того, чтобы искать у них общее. Между близкими родственниками это случается.

Детство в греческом городке, конечно, определило ему восприятие. Никому из апостолов не приходило в голову считать, что Христос «живет в них». Или что Евхаристия – это «возвещение смерти Господа». Что креститься означает «одеться в Христа». Что есть человек «душевный», а есть «духовный». Это все выражение того способа восприятия вещей, который был в тогдашней греческой культуре, противопоставления тела и духа в пользу последнего, мифов и ритуалов с умиравшими и воскресавшими богами.

В католический канон Библии включены поздние книги, в которых уже видно это проникновение эллинизма в иудейское представление о мире. Оказалось, что новые понятия пригодны для описания невидимого Бога и Его творчества в видимом мире. Но триада «тело», «душа», «дух» до сих пор остается непознанной. Эти реальности каждому приходится познавать на собственной шкуре. Либеральное богословие в традиции Просвещения ассоциировало «дух» с этически грамотным разумом. Но в более древней традиции «дух» соединен более с телом. Тело под действием правильного духа обретает способность правильно мыслить, чувствовать и действовать. Павел исследует этот вопрос через себя, свою веру в Иисуса Христа. Делится своим опытом с нами. Это важно.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website