Семья Святого Лазаря

Семья Святого Лазаря
Сайт общины католиков византийского обряда

Проповедь 15 июня 2014 — Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых

Июнь 16, 2014

Евр, 11,33 -12,2; Мф, 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30

Я слушал это описание святых в Послании к Евреям — святых Ветхого Завета с их героическими делами, мучениями и пытками, которые они героически переносили. Люди, которые воевали, заграждали уста львов, как тут написано, побеждали царства. Но это всё, конечно, ветхозаветные образы, не очень духовные, потому что Новый Завет нам подарил другие возможности для святости. Жить в квартире, где есть горячая вода, проводить время на диване, мечтать о счастливой жизни и несбывшихся возможностях, которых Бог мне не дал по недосмотру или по злому умыслу. Пожалуй, комфорт, мечтания и завистливый эмоциональный фон — вот они и составляют основные компоненты такой вот современной христианской святости.

Мы, как крещеные люди, живущие в вере, посещающие церковь, причащающиеся, к этой святости, конечно, всецело принадлежим. Так уж получилось, что мы не находимся ни в какой горячей точке, дома наши пока что не расстреливают из пушек, и поэтому есть возможность жить опасениями не фактическими, а придуманными. Как пройдет завтрашний день, как уладятся всякие бытовые мелочи, как сам я справлюсь со своим плохим настроением, с ощущением того, что я неудачник или неудачница, что мне не повезло в жизни, как я буду справляться со своей завистью, как я буду смотреть на то, что практически у всех удалась жизнь, у одного меня не удалась. Всем лучше, чем мне, одному мне плохо. Когда такое состояние, то вроде и хочется кому-то помочь, но с другой стороны — как помогать, когда почти всем лучше, чем мне? За исключением каких-то там специальных калек, умирающих, бездомных, на которых в специальных местах и так набрасываются полчища благодетелей, потому что места специальные, оборудованные. Это не то, что подойти к бомжу на улице, а он тебе в ответ на твое благодеяние какую-нибудь грубость скажет или гадость какую-то сделает. А там уже все такие как бы приличные, ручные, подготовленные. Полчища добровольцев и милосердных христиан, в основном, вокруг таких мест и кучкуются.

Такой образ святости сегодня у нас. Проблема его в том, что в явном виде в нем не просматривается защита своей жизни, защита жизни своего народа, защита жизни Церкви, жизни человечества. Все такое как бы полуигрушечное. Для того, чтобы выходить на уровень выполнения больших задач, чтобы Бог вывел на этот уровень, конечно, как-то минимально нужно быть к этому готовым. И готовность заключается просто в том, что жизнь даже в тех условиях, в каких мы находимся, настраивается на сотрудничество с Богом, на поиск Его и на бескомпромиссную борьбу с дьяволом. Как только такая бескомпромиссная борьба начнется, он уж не замедлит себя проявить. Когда жизнь повседневно проходит в этом ключе, становится неважно – мелкие или крупные у меня дела и проблемы. Все равно эти дела и эти проблемы, по тому, как я к ним отношусь, и что я с ними делаю, затрагивают не только меня. Не только мою квартирку. Затрагивают всю Церковь, затрагивают весь мир. Тогда и возникает удовлетворение — не эмоциональное от того, что приятно, а от того, что через меня происходит то, что хочет Бог. Вот это и есть святость. Аминь.

© Священник Сергей Николенко 2014

Bookmark and Share

Leave a Reply

Name

Mail (never published)

Website